Группа MASTERMIND была создана в 1986-м году гитаристом Биллом Берендсом (Bill Berends) и его братом, барабанщиком Ричем Берендсом (Rich Berends). Басист Фил Антолино (Phil Antolino) дополнил состав, после чего трио начало активно выступать в клубах Нью-Джерси. В 1990-м году им удалось подписать контракт с компанией ZNR Records, и в том же году они выпускают альбом "Volume One". Альбом получил хорошие отзывы по всему миру, и MASTERMIND стали называть движущей силой новой прогрессив-роковой сцены.
Второй альбом "Brainstorm", записанный с сессионными басистами Марком Ставола (Mark Stavola) и Бобом Экманом (Bob Eckman), был выпущен в январе 1992-го года, на всё той же ZNR Records. Но в отличие от дебюта, на этом альбоме представлено более агрессивное звучание, что сразу же изменило репутацию группы. Теперь их ценили в прогрессивных металлических кругах. Этот альбом получил хорошие рецензии в специализированной прессе в Германии, Франции, Англии, Голландии, Италии и Японии. Благодаря этому альбому группа приобрела многочисленных новых поклонников.
У группы был напряжённый концертный график, однако она не забывала о новом студийном альбоме, который был записан и сведён в начале 1994-го года с вернувшимся Антолино. Диск "Tragic Symphony" был выпущен в ноябре того же года в Японии и получил 85 из 100 возможных баллов в журнале "BURRN!". Драматический, симфонический рок, представленный на альбоме "Tragic Symphony" открыл для MASTERMIND множество дверей, и диск был выпущен по всему миру в июне 1995-го года; за выпуск альбома в Европе отвечала фирма Cyclops. Альбом продавался хорошо даже там, где о MASTERMIND прежде ничего не слышали. Работа над новым, четвёртым по счёту альбомом началась в середине 1995-го года, но вместе с тем группа продолжала давать частые концерты на восточном побережье США, поддерживая таких грандов, как JOHN WETTON и JOE SATRIANI. В начале 1996-го года работа над альбомом "Until Eternity" была завершена, и в июне он был выпущен в Японии, где опять-таки получил высокие оценки в местной прессе. А в октябре 1996-го года "Until Eternity" был выпущен в Европе и Северной Америке.
Так как альбомы MASTERMIND продавались очень хорошо, и интерес к группе был высок, решено было устроить первое международное турне. В 1997-м году MASTERMIND выступали в Японии и Европе, после чего вернулись в Штаты, где затеяли ещё один успешный тур. Концертник "Live In Tokyo" был выпущен в июне 1997-го года, тираж был ограничен, и все копии очень быстро разошлись. MASTERMIND не любят повторятся, поэтому в ноябре 1997-го года, они начали записывать инструментальный альбом, причём в студии им помогал клавишник-виртуоз Йенс Йоханссон (Jens Johansson, STRATOVARIUS), плюс к этому опять произошла рокировка басистое - вернулся Экман. Альбом был назван "Excelsior" и показал, что группа серьезно увлечена джазом-роком, однако ж в интерпретации MASTERMIND этот стиль звучит весьма тяжёлым. Во время последовавших концертах по Штатам место клавишника занял Микки Симмондс (Mickey Simmonds, ex-CAMEL, FISH). В 2000-м году был представлен очередной альбом "Angels Of Apocalypse", на котором засветился следующий состав: братья Берендсы, вокалистка Лайса Бушель (Lisa Bouchelle) и клавишник Йоханссон.
Очередной полноформатный диск MASTERMIND "Way I Go" с новой вокалисткой Трэйси МакШейн (Tracy McShane) вышел в 2002-м году.