Оригинальный состав группы появился на свет весной 1966 в Сан-Диего. Его собрал двадцатилетний клавишник и певец Даг Ингл (Doug Ingle, p.9.09.46 в Омахе, Небраска), сын местного церковного органиста и хиппи в душе. Он получил хорошую музыкальную подготовку, однако, с шестнадцати лет начал играть на танцах со школьной группой, барабанщиком которой был Рон Буши (Ron Bushy, p.23.09.45 в Вашингтоне, Колумбия).
В 1966 они под впечатлением от бурно расцветавшей вокруг психоделической сцены решили заняться музыкой всерьёз и организовали настоящую группу, в состав которой вошли местные музыканты Джерри Пенрод (Jerry Penrod, p. в Сан-Диего), бас, Дэррил Де Лоуч (Darryl De Loach, p. в Сан-Диего), вокал и Дэнни Вайс (Denny Weis, p. в Сан-Диего), барабаны. Название для группы придумал сам Ингл: "Мне хотелось найти имя, с которым бы можно было жить и быть крутым. А быть крутым, в нашем тогдашнем понимании, значило быть тяжёлым, жёстким, быть вместе не только музыкально, но и по-человечески. Одновременно это значило быть воздушно-легким, динамичным, переменчивым и оригинальным. Я перемешал эти понятия, получив в итоге что-то тяжелое, но симпатичное, а поскольку тема насекомых была тогда в топе, мы назвали себя IRON BUTTERFLY."
В поисках работы они отправились на Север, в Лос-Анджелес, и уже вскоре устроились играть в клуб Bido Lite's. Их длинные пьесы с тяжёлым ритмом, замысловатыми соло и полными наивной мистики текстами быстро нашли путь к сердцам завсегдатаев кафе бульвара Сансет-Стрип, главного оплота всей подпольной культуры. Признание выразилось в том, что IRON BUTTERFLY три недели подряд играли в легендарном Whiskey A Go Go, после чего получили трехмесячный ангажемент в чуть менее престижном The Galaxy.
Весной 1967 группа подписала контракт с компанией Atco, а в декабре того же года выпустила свой дебютный альбом, незатейливо и точно названный "Heavy". Хотя успех был налицо, известность IRON BUTTERFLY по-прежнему оставалась на местном уровне, поэтому в марте 1968 Де Лоуч, Вайс и Пенрод покинули группу; первый вернулся в Сан-Диего, а двое последних вскоре примкнули к затеянной продюсером THE DOORS Полом Ротшильдом супергруппе RHINOCEROS. Ингл и Буши тут же нашли замену - вакансии заняли Ли Дорман (Lee Dorman, p.19.09.45 в Сент-Луисе), гитара, бас, ф-но и восемнадцатилетний виртуоз Эрик Кит Браунн (Erik Keith Braunn, p.11.08.50 в Бостоне), лидер-гитара, вокал. Весной 1968 реорганизованные IRON BUTTERFLY с продюсером Джимом Хилтоном записали в голливудской студии Gold Star свой лучший альбом с загадочным названием "In-A-Gadda-Da-Vida". Первая сторона включала пять оригиналов Ингла и один Дормана-Браунна, а всю вторую заняла семнадцати-с-половиной-минутная пьеса Ингла, давшая название самому альбому. (Впоследствии Ингл признался, что в ее названии была "зашифрована" фраза "In The Garden Of Eden", но они хотели, чтобы слушатели сами поняли и ощутили это.) Альбом имел колоссальный успех: он провел в чартах в общей сложности 140 недель (из них 81 в Топ10), достиг 4-й строки, разошелся трехмиллионным тиражом и был крупнейшей коммерческой удачей Atlantic/Atco (по крайней мере, до появления LED ZEPPELIN), а по не поддающимся сегодня проверке сведениям, оказался первым в истории рока диском, достигшим Платинового Статуса!
В августе 1968 IRON BUTTERFLY стали одними из главных звезд Ньюпортского Поп-Фестивале в Коста-Меса, Калифорния, а в декабре сорвали аплодисменты публики на трехдневном празднике мира и музыки в Майами. Сокращенная до формата сингла версия "In-A-Gadda-Da-Vida" тоже добралась до 30-й строки с чартах Billboard, став прообразом для великого множества клавишно-ориентированных групп АОР-рока, успешно поставляющих музыку для FM-радио с конца 70-х и до наших дней. Следующий альбом "Ball" вышел в феврале 1969, дословно повторил формулу "In-A-Gadda-Da-Vida", достиг в списках 3-й отметки и стал Золотым. На этом, однако, полоса везения для IRON BUTTERFLY явно закончилась. Два взятых на синглы номера имели лишь символический успех: "Soul Experience" в марте была 75-й, a "In The Time Of Our Lives" в июле, и вообще, только 96-й. Хотя группа, как и прежде, пользовалась расположением американской публики и служила непременным украшением любого Поп- или Рок-Фестиваля в стране (в июне 1969 она - вместе с Хендриксом, Джо Кокером и CREEDENCE - принимала участие в Денверском Поп-Фестивале, а в августе присутствовала на аналогичном мероприятии в Атлантик-Сити), изначальная ограниченность идеи быстро исчерпала ее творческий потенциал.
В сентябре 1969 разочарованный и уставший Браунн покинул IRON BUTTERFLY и вскоре организовал собственную группу FLINT-WHISTLE - по иронии случая, в ее составе присутствовали еще двое бывших участников BUTTERFLY, Джерри Пенрод и Дэррил Де Лоуч, однако, добиться с ней успеха так и не сумел. Позже он нашел работу в редакторском отделе Atco и, в частности, открыл миру группу BLACK OAK ARKANSAS.
Его место в IRON BUTTERFLY занял Ларри "Райно" Райнхардт (Larry "Rhino" Reinhardt, p.7.07.48 во Флориде), который был дружен с братьями Оллмэн, некоторое время жил и джемовал с ними, однако, по ряду причин не вошел в состав THE ALLMAN BROTHERS BAND. Они начали репетировать, но дело не шло на лад до тех пор, пока весной 1970 по рекомендации Ларри в BUTTERFLY не пришел Майк Пинера (Mike Pinera, p.29.09.48 в Тампе, Флорида), певец и гитарист группы THE BLUES IMAGE, чей хит "Ride Captain Ride" только что появился в Топ5. В мае свет увидел записанный ещё прежним составом "Iron Buterfly Live" - вторую сторону диска занимала аж 20-минутная версия "In-A-Gadda-Da-Vida". В чартах он поднялся до 20-й отметки.
В августе 1970 Ингл со словами: "Надо меняться, чтобы остаться модным", представил аудитории первую работу нового состава группы, соответственно названный альбом "Metamorphosis". Он, и верно, представил IRON BUTTERFLY с другой стороны и состоял из более традиционных, коротких и мелодичных номеров. Хотя критика восприняла эту работу скептически, слушатели явно придерживались другого мнения, что помогло ей подняться до 16-й позиции. Продюсировал "Metamorphosis" Ритчи Подолор. В ноябре 1970 сингл с песней "Easy Rider (Let The Wind Pay The Way)", которую IRON BUTTERFLY спели в одноименном фильме, поднялась в чартах до 66-й строки.
Весной 1971 группа совершила обширное европейское турне в компании с YES и была встречена гораздо теплее своих британских последователей, однако, последовавшее за этим турне по Штатам оказалось их коммерческим фиаско и, обескураженная холодностью аудитории, группа решила самораспуститься. 27 мая 1971 IRON BUTTERFLY дали прощальный концерт, после чего разошлись в разные стороны. Дорман и Райнхардт вскоре организовали новую группу CAPTAIN BEYOND, пел в которой экс-вокалист DEEP PURPLE Род Эванс, и выпустили тройку средней руки альбомов; Пинера ушел в RAMATAM, а позднее играл с NEW CACTUS BAND, THEE IMAGE, Ким Карнз и Элисом Купером; Ингл и Буши вернулись домой и на длительное время покинули музыку.
Музыка IRON BUTTERFLY, тем не менее, продолжала пользоваться неизменным спросом: "In-A-Gadda-Da-Vida" покинула списки популярности только весной 1971; в начале 1972 Atco издала компиляцию "The Best Of Iron Butterfly: Evolution", а еще через год похожий бюджетный сборник "Star Collection". Все это подтолкнуло Эрика Браунна к идее реставрировать группу. Даг Ингл наотрез отказался, однако, Рон Буши принял предложение, и в начале 1975 они вывели на дорогу новых IRON BUTTERFLY, в состав которых вошли Фил Крэймер (Phil Kramer, p.12.07.52 в Янгстауне, Огайо), бас и Хоуард Райтс (Howard Reitzes, p.22.03.51 в Саутгэйте, Калифорния), клавишные. Группа подписала контракт с МСА и выпустила разочаровывающий хард-роковый альбом "Scorching Beauty" (N 138). Райтс вслед за этим ушёл, и осенью 1975 IRON BUTTERFLY, место за клавишными в которых занял Билл Де Мартинез (Bill De Martinez), выпустили свой последний студийный альбом "Sun And Steel". Он провалился в чартах, и МСА расторгла контракт. На афишах клубов имя группы мелькало года до 1978, но лишенный контракта и часто менявшийся состав имел к оригинальным IRON BUTTERFLY чисто номинальное отношение, хотя продолжал играть "In-A-Gadda-Da-Vida". Де Мартинез в 1979 собрал группу STREET, которая в начале 80-х единожды прорвалась в Топ100. На протяжении 80-х, когда настроения ностальгии прочно овладели большой частью аудитории, настоящие IRON BUTTERFLY в разных наборах предприняли несколько попыток воссоединиться. В 1989 они дали серию концертов в США и Европе, однако, продолжения не последовало. В апреле 1995 желание ещё раз испытать судьбу под знаменем IRON BUTTERFLY выразил и их основатель Даг Ингл. В интервью он заявил, что сочинил около двухсот новых песен и готов выйти на сцену. Тем же летом группа совершила ностальгический тур по Штатам и даже работала в студии, хотя ее результаты до сих пор не опубликованы.