Гагуа Дмитрий Текст песни: Прощание с Боккерини Дмитрий Гагуа
Дирижер взмахнет смычком тяжелым - музыканты вступят в унисон. Ох, уж те амуры да виолы, вечности жерло, глагол времен. Антураж доподлинно старинный, восковых свечей веселый свет... Это - сам маэстро Боккерини нам с тобой играет менуэт.
А наутро, чуть рассвет забрезжит, размывая мутный небосвод, прямо под окном цыган заезжий о родимом крае запоет, где летит повозка в снежном поле, бубенцами издали звеня. То ли это просто призрак, то ли так и начинается война.
Мир горит, как старая гравюра, скручиваясь с треском, не спеша. Но звучат виолы да амуры чисто серебро, моя душа. Не жалею, не зову, не верю - ветром ли вернемся на круги! А война стоит у самой двери. Стало быть, бежать? Ну, что ж, беги.
Впрочем, погоди: себе дороже - смерть на полчаса опередив, слышишь, по пятам несется тот же самый незатейливый мотив. Что за дело, дым какой чужбины бледной пеленой нас обовьет? Нынче бал! И ночь, за половину перейдя, срывается в полет.
Дирижер взмахнул смычком тяжелым, и уже стоим, рука в руке, я - в расшитом бархатном камзоле ты - в парче и в белом парике. Все же, хорошо играют, черти! И совсем не важно, свет ты мой, ветер ли, дыханье близкой смерти задувает свечи по одной.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Epiphania Льдом покрыта, замерла река - беда! - а берега плывут, плывут в тумане белом... Холодна да глубока молчит вода; ей, воде, до нас вообще нет дела никакого. Здесь, на этом берегу, на берегу пологом - берегу ль себя, не берегу - обрывается дорога, зги ни видно. Да катается январь красным яблоком по блюду. Это - киноварь, не кровь, сударь! Да и золото не золото - полуда. А на другом, на крутом, на берегу, то ль от воли, то ль от ярости немея, по лодыжки, по тонкие в снегу извивается, пляшет Саломея в такт биенью сердца ли, струны ли, бубна. Только это все напрасно - козырь крести. Утро бьет наотмашь, ночь целует в губы крепко. Да не благою ж вестью живы - слезой, баландой, хлебом подле пиров, острогов, торжищ - напрочь забыли цвет неба. Лишь душу не перетопчешь... Берега по-над рекой плывут в тумане, чуть кивая вдаль. Вот и небо: воля да покой, белая тоска, синяя печаль. Посреди зимы разломило лед, крыльями взметнув за облака. А над глубиной по воде плывет красное твое яблоко.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Вот и пришла пора прясть, шерсть трепать да сучить нить. Казну и скипетр, ключи и власть захватила зима. Стало быть, закрывай за собою плотнее дверь, и садись да не спрашивай, верить ли нам - все равно не ответим. А лучше - верь песне веретена.
Пока непогода сулит покой, поскольку дороги размыты в топь, никто не стукнет в окно клюкой, никто не войдет незаметно, чтоб задуть огни, оборвать нить. И мы прядем этой песне в такт. Какая разница, что будут шить, когда не знаешь, будут ли ткать.
И вьется меж пальцами нить времен, и нам, избравшим иную часть, дано от века не знать имен и сроков, а просто - сидеть и прясть, и быть незазванными на пир, и быть неизбранными, ведь тот, кто говорит, что не меч, но мир принес - не ведает, что несет.
И значит, не время бросать прясть, поскольку ключи и власть у зимы. Хотя говорят, что надежней красть, но пусть себе говорят, ведь мы погасим огни да покинем дом не раньше, чем постучат в окно. А правда, если и есть, лишь в том, что пело веретено.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Оркестр исполняет дождь... Дмитрий Гагуа
Оркестр исполняет дождь с листа багрового платана, кларнеты тянут ноту до под раз-два-три твоих шагов, и суетится дирижер, и вот уже вокруг фонтана стоит античный сводный хор садово-парковых богов.
Оркестр исполняет дождь взамен обычной увертюры, и ты одна, и ты идешь по лужам, листьям, именам. Какой исписанный сюжет! Но любопытные скульптуры стоят и молча смотрят вслед тебе, ушедшей от меня.
Оркестр исполняет дождь про наши ссоры и секреты, я говорю себе: Ну, что ж, пусть будет так, оставь, не трожь. Божок мне дарит алый лист, но снова гаснет сигарета. И это - осень, и на бис оркестр исполняет дождь.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Тепидарий (из Жозе Мария Эредиа) Дух мирры умащал наложниц молодых, что нежатся в мечтах, декабрь смакуя вяло, и угольницы медь покои озаряла, метав огонь и тень по ликам бледным их.
На пурпурных одрах, в подушках пуховых, подчас одно из тел - тех, мрамора ль, опала - то выгнется, а то взметнется - и опало; так складками лежит виссона страстный штрих.
Вот, сочивом себя саму разбередив, восточная раба парильни посреди бессильно вьет рукой в томленьи безголосом;
и вольную толпу увядших Авзонид в неистовом кругу пьянит, манит, блазнит дикарство черных кос, оплетших бронзу торса.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Романс Отрепьева Дмитрий Гагуа
Вот и осень. И крылатый табор, вытянувшись в небе по дуге, с криком покидает замок Самбор, исчезает, вьется вдалеке. Как туманно утро расставанья! Отвернув красивое лицо, что ж руки мне не протянешь, пани? Не мое ль на ней горит кольцо?
Пусть теперь плывут во славу ляхов, словно бревна, трупы по реке, пусть кадит ясновельможный Краков на златом латинском языке - здесь, во третьем, тронном, лобном Риме мы с тобой смертельно далеки... Что же гонишь ты меня, Марина, прочь небрежным манием руки?
Рук твоих точеные запястья да лица опаловый овал сколько раз, пылая вешней страстью, я в мечтах бессонных целовал! А сегодня я хриплю с натугой, в грудь, под крест приняв широкий нож: - Что ж ты, блядь, теперь заламываешь руки? Сука... Что ж меня на муки выдаешь?
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Отъезд и дождь. Ах, Боже мой... Дмитрий Гагуа
Отъезд и дождь. Ах, Боже мой, как это пахнет мелодрамой!.. Как будто в стареньком кино идем осенними дворами и говорим о пустяках, забыв о том, что любви случайная строка почти что в прошлом.
Отъезд к дождю... Не может быть; наверно, все же, дождь к отъезду. Километровые столбы, промокший мир, и это бегство - как бег по кругу. Но, увы, тот круг порочен. И вся история любви - шестнадцать строчек.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Слава нашим богам !.. Дмитрий Гагуа
Слава нашим богам ! Мы не рабы... пока.
Там, на песке арен, В сгустке черных комков Кровью Ромул и Рем, Выкормыши волков, Бронзой пустых глазниц Хитро пустив слезу, Устремляются ввысь, Оставляя внизу Площади, пустыри, Улочки и дворы, Корчится от жары Непобедимый Рим. Смачно горланит жизнь: Хлеба и зрелищ? Что ж, На, получай, держи ! Ну же! Чего ты ждешь?
Отощав, ошалев, озверев от жары, Люди кричат: Убей! Не убьешь, так умри! Не умрешь - не простят. Сплюнут, вскрикнут: Растак и перетак! Спартак, Черный кристал креста, За сто лет до Христа Трещиной в небеси Так, что дали хрустят. Люди молчат. Спаси? Что им благая весть, Крошки семи хлебов? Слово такое есть Глупенькое - любовь, Сладенькое - любовь, Выдумка для рабов.
Мы не рабы. Не нам В раскаленный песок Вписывать имена Кровью. Но между строк Проступает, что хрен Редьки не слаще. Так Шутят Ромул и Рем, Предъявляя счета, Снова дают взаймы На уплату долгов. Нет, не они, а мы - Выкормыши волков.
Волк, попавший в капкан, Отгрызает себе лапу. Это пока Меньшее, что судьбе за свободу отдашь. Продолжайте пиры ! Стонет с похмелья наш Склонный к упадку Рим. А ты и рад, дурак, От арен до пиров Не замечая, как Хлещет запястьем кровь.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Посерели, выгорели травы - запах солнца веселит ноздрю рыжему еврейскому царю. Мутный зрак его с искрой кровавой чуть расширен гневом, как отравой. Цвет небес подобен янтарю.
День блестит, что краденый денарий. Пыльный ветер хлещет, точно плеть; горизонт дрожит, попавшись в сеть скотобоен, кухонь, пивоварен, и потеет стольный бестиарий и жует, и срыгивает снедь.
Только камни помнят имя Бога, только в небе отразится крик, только вечность прячет темный лик, отменяя времена и сроки, проступая пятнами сквозь строки угловатой тайнописи Книг.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
О, схоластичного ума тщета и скудость экзегезы, когда не плоть - душа сама каленым схвачена железом! Вот, серп дугой сверкнет, и кровь стечет на грубый дикий камень... Но шкуры закланных тельцов пошли, вестимо, на пергамент; та девственная белизна под натиском скрипучей пемзы звенит струной, как тишина, незаполняющая бездну. И некто - аноним, писец - склонился трепетно над свитком; лучину укрепив в светец, он нижет бисером на нитку дыхание тех самых слов, что умерли в немой гортани. Там, как запекшаяся кровь, чернеют лезвия и грани священных букв, чей тайный жар откроется почти наощупь. И строки в пламени дрожат, и саламандрой вьется росчерк.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Божественный Логос - предчувствие слога... Дмитрий Гагуа
Ю. Лоресу
Божественный Логос - предчувствие слога, слепящего снега, летящего слова. А люди молчат в ожидании, словно откроется снова незримая Слава.
Божественный Логос - натруженный голос, дарованный свыше цветением плода от плоти лозы. И колышется колос над глиной, напоенной кровью и потом.
Божественный Логос - Танатос и Эрос, терновник и лотос, таинственный ребус далекой эпохи. Вращается глобус - безмолвная глыба - дыханием неба.
А время нейдет - день шестой, час девятый. И стала строка воплощением Бога, и эхом летит в небесах над распятьем сын праха и Света - Божественный Логос.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Глядя небу глаза в глаза... Дмитрий Гагуа
Глядя небу глаза в глаза, отвести не посмеешь взгляд - мусульманская бирюза затмевает ночной смарагд, и резная печать - печаль, словно полдень тиха, легка, замыкает уста, и вдаль устремляются облака.
А на севере, где снега как меха для чужих венер, где псалмами тебя пурга отпевает на свой манер, где серебряною парчой лег покров посреди земли - храм горит голубой свечой, отражаясь во льду Нерли.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: 1825 - 1855 Дмитрий Гагуа
Музыкальная шкатулка, механический мотив; да на память о прогулке - поцелуй плакучих ив. То ли отклик, то ли окрик, то ль какой ориентир: белый кант по влажной охре - николаевский ампир.
И темна вода в озерах, и мелка беда в горсти. Осень вспыхнула, как порох - не простить и не спасти. Утомленны и манерны, кони тронулись в вояж; по следам кареты Стерна юность правит экипаж.
Так стучат, стучат колеса, умыкая сквозь пикет ту любовь, которой сносу, как тогда казалось, нет. Но падет звезда, как орден, на простреленный мундир - то мелодию выводит твой карманный репетир.
Музыкальная игрушка, заведенная тоска. Выпьем с горя, на полушку! - свистнет ветер у виска. Мерно кружатся фигурки на резьбе, на винтовой... Первый снег летит в мазурке над дворцовой мостовой.
Так чеканят шаг корнеты на Сенатской в декабре - каблучками по паркету, по периметру каре. Над пороховою гарью с-под печати сургуча взвился росчерк государя Николая Палыча.
На колонне стынет ангел, крылья вздыблены крестом. Песнь шарманки вдоль Фонтанки, под Аничковым мостом. И, носимые метелью, здесь заводят разговор то чиновник без шинели, то безносый маиор.
Вот и музыка умолкла. Знать, пружинка подвела. Никого кругом, и только вдалеке - колокола. Над Невой, густой и черной, и подняться б, да невмочь. Это - Спас Нерукотворный светит, теплится всю ночь.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Hor. Carm. III, 30. Я воздвиг, завершил этот памятник меди прочнее - не тягаться с такой высотой пирамидам царей; и ни гибельный ливень, ни ярость потуг Аквилона не способны его ниспровергнуть, ниже несочтенных
долгих лет череда и стремительный времени бег. Так, не весь я умру, ибо частью себя наибольшей избегу Либитины: вновь будет посмертному мне воздаваться нетленная слава, доколь в Капитолий
по ступеням восходит понтифик с безмолвною девой. Знаю, скажут и там, где неистовый Авфид бурлит, где и некогда Давн, скудный водами, властвовал грубо над селян племенами, что ныне взросли из низов -
первый я был, который сумел эолийские слоги перепеть на тугой италийский манер. Будь горда же вдохновенья трудами во славу твою, и дельфийским мне заслуженным лавром главу, Мельпомена, венчай.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Epistula sola Издалека в прекрасное далеко пишу тебе, не льщу себя ответом, о том, как жизнь разматывает сроки по строкам, что не сложены, не петы. А время птицей замерло бескрылой над сладким чадом - родины ль, пекарен... Прости, что слог не столь эпистолярен - видать, опять бумаги не хватило.
Издалека, за тридевять напрасных земель, морей, чего еще - не знаю, я все твержу, слова бросаю наспех, шепчу, пою, - без устали, без края. В чужом краю судьба - как соль морская; щекой к земле прижмусь осиротело, она - чужая - горечью пригрела и ни на шаг уже не отпускает.
Издалека, как нищий в воскресенье, тяну ладони бабочкой на пламя. Меж нами - бездна полночи осенней, мерцает одиночество над нами. Издалека - ни вздоха, ни упрека; лишь немота звенит вослед ноктюрну, где наша смерть фальшива и бравурна, где жизнь сама - прекрасное далеко.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: 29 февраля Дмитрий Гагуа
Последний день зимы. И если петь - то петь до первой хрипоты, стирая пальцы в медь, досадно переврав последнюю строку. Как было там? Бог весть... Вольнo же дураку!
Прости мне то, что слог слегка высоковат; я буду петь свое, пусть даже невпопад, пусть даже о любви. О, лепет легких лет - придуманная блажь, ворованный куплет.
Я слишком долго так - беспечен и блажен, забыл, что в этот год зима длинней на день. Когда бы та капель! Но след ложится в снег, и кажется - зима длинней на целый век.
И тянется февраль, как мутный белый сон из невесомых слов - бессонницей в висок, и, путаясь в словах, о главном до зари пытается сказать, но не договорит.
В последний день зимы за тридевять земель шепчу тебе про все, что так и не успел, и где-то за углом поет случайный хор мой уличный романс с аккорда ля-минор.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Мерани (из Николоза Бараташвили) Я пришпорил коня, позабыв о привычной дороге. Сзади ворон кричит, как всегда, предвещая тревогу. Что ж, Мерани, лети, как придется, по жизни, по свету, с черной мыслью сплети обезумевший, яростный ветер.
Воздух, воды и твердь рассеки, бей копытом невзгоды! Слышишь, конь, торопись! Сократи расстоянья и годы. Слышишь, конь, не щади ни себя, ни меня в бурях грозных; в стужу, слякоть и зной ты скачи, не надеясь на отдых.
За спиной - отчий дом, плечи друга, улыбка любимой. Все забыто, разбито и скрыто в удушливом дыме. Мне отчизной в ночи станет место шального ночлега; со звездой заведу разговор, отдыхая от бега.
Все, что было во мне, что в душе я так долго лелеял, отдаю плеску волн и биенью копыт, не жалея. С черной мыслью сплету обезумевший, яростный ветер, на коне пролечу, как придется, по жизни, по свету.
Знаю я: где умру, там и лягу под пасмурным небом, и не вспомнит никто обо мне. То ли был, то ли не был. Мне никто из людей пятаками глаза не прикроет; ворон выроет яму, а ветер присыплет землею.
Будут дождь и роса вместо слез на любимых ресницах, а оплакивать станут меня перелетные птицы. Но, пока я живой и судьба мне хребет не сломала, пронеси меня, конь, к горизонту, где светятся дали!
Я враждую с судьбой, измеряя года по минутам. Будь, что будет! Пусть смерть помешает дойти до приюта. Мчись, Мерани, вперед, без оглядки, по жизни, по свету, с черной мыслью сплети обезумевший, яростный ветер!
Видно, я обречен. Темнота подступила вплотную. От дороги устав, задыхаюсь в холодном поту я. Но не зря я летел на коне, забывая про раны; путь для тех, кто пойдет, протоптал беспокойный Мерани.
И опять кто-то гонит коня, позабыв о дороге, и опять воронье, как всегда, предвещает тревогу. Что ж, Мерани, лети, как придется, по жизни, по свету, с черной мыслью сплети обезумевший, яростный ветер.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Забвение (из Жозе Мария Эредиа) У моря, на горе - святилища руины. Смерть размешала там, в пластах горячих глин и бронзовых бойцов, и мраморных богинь, чью славу погребло безмолвие полыни.
Один лишь волопас стада гоняет ныне; он, раковиной той, где дышит древний гимн, наполнив даль небес и тишь сквозных глубин, свой черный силуэт воздвиг в бескрайней сини.
Земля, как мать, нежна к античным божествам; велит, чтоб меж стеблей разбитой капители другие по весне аканты зеленели.
Но Человек, увы, чужд праотцев мечтам; без дрожи внемлет он, со дна ночей смиренных, пучине, что ревет и плачет по Сиренам.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Купание нимф (из Жозе Мария Эредиа) Вот древний дикий лог, сокрытый от Эвксина; смоляный лавр дугой склонен поверх ключа, и Нимфа тут, с ветвей задорно хохоча, касается ступней воды студеной сини.
Ее товарки вмиг, по голосу букцины, в волне искристой плоть забавой горяча, ныряют в пену брызг, а там - изгиб плеча бутон груди, бедро всплывают из пучины.
Веселья дивный глас переполняет чащу. Но вдруг из-за дерев сверкает взор горящий. Сатир!.. Зловещий смех нарушил их игру;
они несутся прочь. Так ворон каркнет быстро, и по-над снеговым потоком, на ветру вскипает забытьем взлет лебедей Каистра.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Немея (из Жозе Мария Эредиа) И звероборец шел один сквозь чащу леса по распахавшим грунт следам гигантских лап; вдруг по плечам хлестнул горячий хищный храп и солнца свет померк за гибельной завесой.
Не ведая пути, как если б встретил беса - в терновник, по ручью, с обрыва на ухаб - к Тиринфу убегал объятый страхом раб. Широкие зрачки от ужаса белесы.
Он видел въяве тот живой кошмар Немеи: космата и рыжа шерсть на короткой шее, оскаленная пасть, клыков кинжальный строй.
Так в сумерках грозна тень длинная фигуры Геракла, что стоит в кровавой львиной шкуре; не человек, не зверь - чудовищный герой.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Гагуа Дмитрий Текст песни: Стансы на полях судового журнала Дмитрий Гагуа
I.
... с криком Полный вперед! ковчег швырнуло на лед. Кок божится: на ужин к чаю - запретный плод, капитан талдычит про высланный вертолет. Верю обоим, так как и тот, и другой врет.
II.
От удара в двух-трех местах прохудилось дно. По всей видимости, дело - швах, ясно одно: это уже не судно, хоть еще не судно. Впрочем, разницу между ними узреть мудрено.
III.
Месяца через два притерпишься зимовать, зябнуть и прозябать, листать, проклиная ять, подшивку за прошлый век, вставлять то и дело мат в каждую фразу типа добро пожаловать.
IV.
Кто тебе виноват? На мили и мили - льды. На жалобы, что забыт вид и запах воды, кок выдает коньяк три раза в день, лишь один капитан держит понт, пуская колечком дым.
V.
Держу пари, начнется цинга, холера и резь в мочевом пузыре. Ветхозаветный рейс как-то подзатянулся. Что поделать - Борей-с, пролетая над палубой, треплет пророчий пейс.
VI.
Крысы выгрызли часть карты, где берег и порт. Штурман, падла, сошел с ума: говорит, что горд прокладывать наш курс только и только на норд. Встретив его, плююсь и бегу на другой борт.
VII.
Да, если честно, устал, но не очень, а так - после легкой пробежки переходя на шаг, различаю меж звезд лукавый библейский зрак. Кто бы сказал, к чему здесь сей непонятный знак?
VIII.
Ночь спускается вниз по гребням ледовых гряд. Спит радист, обняв вместо бабы свой агрегат. Кок с капитаном битых восемь часов подряд глазеют в пустую тару с надписью Арарат...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.