Плисецкий Герман Текст песни: Труба (поэма) Герман Плисецкий
Е.Е.
В Госцирке львы рычали. На Цветном цветы склонялись к утреннему рынку. Никто из нас не думал про Неглинку, подземную, укрытую в бетон. Все думали о чём-нибудь ином. Цветная жизнь поверхностна, как шар, как праздничный, готовый лопнуть шарик. А там, в трубе, река вслепую шарит и каплет мгла из вертикальных шахт...
Когда на город рушатся дожди – вода на Трубной вышибает люки. Когда в Кремле кончаются вожди – в парадных двери вышибают люди. От Самотёки, Сретенских ворот неудержимо катится народ лавиною вдоль чёрного бульвара. Труба, Труба – ночной водоворот, накрытый сверху белой шапкой пара!
Двенадцать лет до нынешнего дня ты уходила в землю от меня. Твои газоны зарастали бытом. Ты стать хотела прошлым позабытым, весёлыми трамваями звеня.
Двенадцать лет до этого числа ты в подземельях памяти росла, лишённая движения и звуков. И вырвалась, и хлынула из люков, и понесла меня, и понесла!
Нет мысли в наводненье. Только страх. И мужество: остаться на постах, не шкуру, а достоинство спасая. Утопленница – истина босая – до ужаса убога и утла...
У чёрных репродукторов с утра, с каймою траурной у глаз бессонных отцы стоят навытяжку в кальсонах. Свой мягкий бархат стелет Левитан – безликий глас незыблемых устоев, который точно так же клеветал, вещал приказы, объявлял героев. Сегодня он – как лента в кумаче: у бога много сахара в моче!
С утра был март в сосульках и слезах. Остатки снега с мостовых слизав, стекались в лужи слёзы пролитые. По мостовым, не замечая луж, стекались на места учёб и служб со всех сторон лунатики слепые. Торжественно всплывали к небесам над городом огромные портреты. Всемирный гимн, с тридцатых лет не петый, восторгом скорби души сотрясал.
В той пешеходной, кочевой Москве я растворяюсь, становлюсь как все, объём теряю, становлюсь картонным. Безликая, подобная волне, стихия поднимается во мне, сметая милицейские кордоны.
И я вливаюсь каплею в поток на тротуары выплеснутой черни, прибоем бьющий в небосвод вечерний над городом, в котором бог подох, над городом, где вымер автопарк, где у пустых троллейбусов инфаркт, где полный паралич трамвайных линий, и где-то в центре, в самой сердцевине – дымится эта черная дыра...
О, чувство локтя около ребра! Вокруг тебя поборники добра всех профсоюзов, возрастов и званий. Там, впереди, между гранитных зданий, как волнорезы поперёк реки – поставленные в ряд грузовики.
Бездушен и железен этот строй. Он знает только: осади! и стой!. Он норовит ревущую лавину направить в русло, втиснуть в горловину. Не дрогнув, может он перемолоть всю плещущую, плачущую плоть...
Там, впереди, куда несёт река, аляповатой вкладкой Огонька, как риза, раззолочено и ало, встаёт виденье траурного зала. Там саркофаг, поставленный торчком, с приподнятым над миром старичком: чтоб не лежал, как рядовые трупы. Его ещё приподнимают трубы превыше толп рыдающих и стен. Работают Бетховен и Шопен.
Вперёд, вперёд, свободные рабы, достойные Ходынки и Трубы! Там, впереди, проходы перекрыты. Давитесь, разевайте рты, как рыбы. Вперёд, вперёд, истории творцы! Вам мостовых достанутся торцы, хруст рёбер и чугунная ограда, и топот обезумевшего стада, и грязь, и кровь в углах бескровных губ. Вы обойдётесь без высоких труб.
Спрессованные, сжатые с боков, вы обойдётесь небом без богов, безбожным небом в клочьях облаков. Вы обойдётесь этим чёрным небом, как прежде обходились чёрным хлебом. До самой глубины глазного дна постигнете, что истина черна.
Земля, среди кромешной черноты, одна как перст, а все её цветы, её весёлый купол голубой – цветной мираж, рассеянный Трубой. Весь кислород Земли сгорел дотла в бурлящей топке этого котла...
Опомнимся! Попробуем спасти ту девочку босую лет шести. Дерзнём в толпе безлюдной быть людьми – отдельными людьми, детьми любви. Отчаемся – и побредём домой сушить над газом брюки с бахромой, пол-литра пить и до утра решать: чем в безвоздушном городе дышать?
Труба, Труба! В день Страшного Суда ты будешь мёртвых созывать сюда: тех девочек, прозрачных, как слюда, задавленных безумьем белоглазым, и тех владельцев почернелых морд, доставленных из подворотен в морг и снова воскрешённых трубным гласом...
Дымись во мгле, подземная река, бурли во мраке, исходя парами. Мы забываем о тебе, пока цветная жизнь сияет в панораме и кислород переполняет грудь. Ты существуешь, загнанная вглубь, в моей крови, насыщенной железом.
Вперёд, вперёд! Обратный путь отрезан, закрыт, как люк, который не поднять... И это всё, что нам дано понять.
Январь – сентябрь 1965, Ленинград – Химки
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Плисецкий Герман Текст песни: Прошедшие мимо Герман Плисецкий
Прошедшие мимо, вы были любимы! Расплывчат ваш облик, как облако дыма. Имен я не помню. Но помню волненье. Вы — как ненаписанные стихотворенья. Вы мною придуманы в миг озаренья. Вы радость мне дали и дали отвагу. И — не записаны на бумагу! Другие — написаны и позабыты, они уже стали предметами быта, а вас вспоминаю с глубоким волненьем... Я вас не испортил плохим исполненьем.
1962
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Плисецкий Герман Текст песни: Дорога в Тригорское (из цикла Михайловские ямбы) Герман Плисецкий
Он гнал коня: в Тригорском ждут гостей! Гнал мысли прочь: повсюду ждут жандармы! За эту ссылку в глушь своих страстей кому сказать: Премного благодарны? За эту крепко свитую петлю, за эту жизнь, сжимающую горло, кому сказать: Благодарим покорно? Судьбе? Сергею Львовичу? Петру?
Задумавшись, он выехал из леса... Ширь перед взором распахнулась вдруг: налево, за холмом, была Одесса, направо, за рекою – Петербург. А на холме светился монастырь. Вокруг чернели вековые ели, кресты косые под стеной чернели. Святые Горы – называлась ширь.
Плисецкий Герман Текст песни: К Вульфу (из цикла Михайловские ямбы) Герман Плисецкий
Любезный Вульф, сердечный друг, из-за прелестницы Аннеты мы не поднимем пистолеты: любовь – ребяческий недуг! Не шпагу, а бильярдный кий я выбираю. Не убий! Не пожелай жену чужую! А ежли я порой бушую, так это, Вульф, игра стихий.
Не лучше ль мирная игра на биллиардах в три шара? Держись, приятель! Я – в ударе. Я знаю всё об этом шаре: он уклонится от прямой, внезапно в сторону качнётся, и двух других слегка коснётся, как вас коснулся гений мой.
Люби себя, веди дневник, а мне оставь бессмертный миг молниеносного удара! И так всю жизнь: верченье шара вокруг другого – карамболь. А в сердце боль, сосед любезный, для мастеров – предмет полезный, годится в дело эта боль.
1963
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Плисецкий Герман Текст песни: Зимняя ночь (из цикла Михайловские ямбы) Герман Плисецкий
Ночами жгло светильник ремесло. Из комнат непротопленных несло. Как мысль тревожная, металось пламя, и, бывшее весь день на заднем плане, предчувствие беды в углу росло.
Уехал Пущин. Лёгонький возок скользит сейчас всё дальше на восток, так он, пожалуй, и в Сибирь заедет! Ему сквозь тучи слева месяц светит. Дурны приметы, и мороз жесток.
Пред вечным разлучением, Жано, откройся мне, скажи, что есть оно – сообщество друзей российской воли. Я не дурак: колпак горит на воре, палёным пахнет сильно и давно.
Нет, Пушкин, нет! Но если бы и да: ваш труд не легче нашего труда, ваш заговор сильней тиранов бесит. И, может быть, всю нашу перевесит одним тобой добытая руда.
Вот он – союз твой тайный, обернись: британский лорд и веймарский министр, еврей немецкий, да изгнанник польский. Высокий жребий – временною пользой платить за вечность. Не переменись!
Уехал Пущин. От судьбы не спас. Нетерпеливо грыз узду Пегас. Спал в небесах синклит богов всесильных, А на земле, в Святых Горах, светильник светил всю ночь, покуда не погас.
1965
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Плисецкий Герман Текст песни: Уйти в разряд небритых лиц... Герман Плисецкий
Уйти в разряд небритых лиц от розовых передовиц, от голубых перворазрядниц.
С утра. В одну из чёрных пятниц. Уйти – не оправдать надежд, и у пивных ларьков, промеж на пену дующих сограждан, лет двадцать или двадцать пять величественно простоять, неспешно утоляя жажду.
Ведь мы не юноши уже. Пора подумать о душе – не всё же о насущном хлебе! Не всё же нам считать рубли. Не лучше ль в небе журавли, как парусные корабли, в огромном, ледовитом небе?..
1964
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Плисецкий Герман Текст песни: Памяти Джона Ф. Кеннеди Герман Плисецкий
Газеты проданы. В них всё объяснено. В учебном складе верхнее окно старательно кружком обведено. Стрелой показан путь автомобиля. А из кружка, похожего на нуль – прямой пунктир трассирующих пуль... О, Господи! Они его убили!
И этот одинокий женский вскрик звучит уже отдельно от газеты, звучит над ухом, словно рядом где-то он сам собой из воздуха возник. Прошёл через вагоны проводник. У двери двое курят сигареты. Храпит пьянчуга. Шляпы и береты виднеются из-за газет и книг.
На электричке, следующей в Клин, без остановок докачусь до Химок, разглядывая бледный фотоснимок, где всё ещё счастливая Жаклин, всеобщей окружённая любовью, вот-вот в лицо увидит долю вдовью...
Остановись, убийственный момент! Не надо оборачиваться, Джеки! Поднявши руку, ныне и навеки, пусть едет по Техасу президент! Бывают же обрывы кинолент? Плотинами перекрывают реки? Остановись! Пусть будет прецедент.
Но нет, не остановишь катастроф. Лязг буферов звучнее наших строф на горках, где тасуются составы, где сцепщик мановением руки, как Бог, вагоны гонит в тупики, вывихивая ломиком суставы.
Отгадчик детективного романа, я ощупью брожу среди тумана. Сюжета мне никто не объяснил. Стараясь превзойти Агату Кристи, ищу во всём какой-нибудь корысти, хитросплетенья закулисных сил...
А дело проще: просто этот мир, в пространстве не имеющий опоры, летит по кругу, наклоняя горы, колеблясь от Гомера до громил. И океаны мира, и леса, и преисподняя, и поднебесье – всё это в ненадёжном равновесье, как и черты любимого лица. Как одухотворённые черты, накрытые внезапно злобной маской. И ты с луны свалился, и с опаской их трогаешь рукою: Это – ты?
Или с улыбкой в комнату входя, вдруг попадаешь в силовое поле тяжёлой воли вражеской, хотя дискуссия всего лишь о футболе. Так, друг на друга поглядев едва, немеют, ничего не видя кроме, два жителя чужих галактик, два химически чужих состава крови. И фанатизм, хмелея постепенно, свой оловянный взгляд вперяет в них... Из всех щелей, коричневый и пенный, из всех щелей – из мюнхенских пивных!
Но есть надежда! Есть ещё, Земля, в твоих амбарах сортовое семя. Есть золотые, как пшеница, семьи: зерно к зерну отборная семья. Отцы, преодолевшие моря, и матери, спокойные, как реки. Закройщик их кроил наверняка: ткань, словно кожа чёртова, крепка и в детях не износится вовеки. Есть крепость человеческой семьи!
Враскачку, на другом конце земли, в полупустом заплёванном вагоне я думаю об основном законе – о поединке птицы и змеи. О небе, слепо верящем в крыло, о хлябях, облегающих село, плодящих гадов и враждебных хлебу. О том, что жизнь земная рвётся к небу, сама себя за волосы схватив. Я думаю, что это – лейтмотив всех Рафаэлей, Моцартов, Гомеров...
...У двери двое милиционеров храпящего пьянчугу тормошат. Грохочет мост, как путепровод в ад, коптит закат, измазанный мазутом, цистерны чёрные ползут своим маршрутом, подбрасывая топливо в закат. Скользят без остановок рельсы лет. Под нами то и дело путь двоится. Колеблется вагон, словно боится свободы выбора: да или нет? Вслепую тычется: чёт или нечет? Не веря, что сошёл с ума диспетчер, следящий за движением планет.
1967
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.