Червяков Валерий Текст песни: Догорает костёр Валерий Червяков
Догорает костёр, в тьму последние звёзды бросая. Тихо шепчется бор, шелестит и звенит тишина... А бродяги сидят, под гитару грустят, уж кончается ночь, только им не до сна.
Эти люди сюда за мечтой и за звёздами ходят, там, в своих городах оставляя постылый уют, и вот так же сидят, под гитару грустят, под гитару молчат, под гитару поют.
Может, знали о них, что обычно угрюмы и хмуры... Здесь - другие они: ветер странствий меняет людей! И бродяги - сидят, под гитару грустят, отрешась от забот и от будничных дел.
Догорает костёр, в тьму последние звёзды бросая. Тихо шепчется бор, шелестит и звенит тишина... А бродяги сидят, под гитару грустят, уж кончается ночь, только им не до сна.
1967
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Об энтропии и потоках Валерий Червяков
профессору Самарского и Хьюстонского университетов А. А. Жирнову
Нам не осилить времени теченья: Законы энтропии непреложны. Но, осознав своё предназначенье, Вдруг понимаешь, что ещё возможно Не дать себя захлестывать потоку Пустячных дел и суетных событий! Но это бесконечно одиноко... Что ж, такова цена любых открытий.
Как часто холод сковывает спину От мысли, что чего-то не успею... Мне воплотить хотя б наполовину Хоть часть того, что знаю и умею! Успеть! Наверно, в этом есть спасенье. Другое, может быть не так уж важно... Исполнить бы своё предназначенье - Тогда, ей-Богу, умирать не страшно!
Хьюстон, январь 1997
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Люди гибнут за металл! Валерий Червяков
Жил парень на свете, такой же, как ты. Он пел о Гренаде и верил в мечты, хотел металлургом когда-нибудь стать, из домны горящее солнце достать мечтал...
Был парень упрямым, он знал хорошо: мечтать - это мало, учиться пошёл. Но год сорок первый нёс кровь на крыле, и загрохотала по нашей земле война.
Неслись мессершмитты, шли танки, пыля. От ран и пожарищ стонала земля. Он шёл добровольцем, как тысячи шли, врагу не отдать чтоб ни пяди земли своей.
К металлу привычный, винтовку свою проверил на деле он в первом бою, да только и сам головою поник: горячее сердце горячий настиг металл... ............ Священную память навек сохрани о нём и других, не пришедших с войны, о людях, что первыми приняли бой, о людях, что гибли за нас и за свой металл!..
1973
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: На край света Валерий Червяков
Тук-тук-тук, - стучат колёса, и мелькают города. Сам не знаю, какого пёса понесло меня туда, где медведи только бродят, комары живьём едят... Еду в край, который Богом позабыт или проклят!
Кап-кап-кап, - водичка каплет, каплет дождик над тайгой. Горемыки сидят в палатке, запивают хлеб водой. И меня ждёт участь эта - холод, голод и тоска... Еду, еду на край света я судьбу свою искать.
Тик-тик-тик, - стучит будильник. Я смотрю на циферблат, а года, как кадры в фильме, как секундочки летят! И в кого я, непоседа? Вот куда спешу сейчас? На край света, братцы, еду, где Макар телят не пас!
Тук-тук-тук, - стучат колёса. Я измучился совсем. Лезут в голову вопросы: Ну, куда ж ты? И зачем? Но зовёт меня дорога, Может, в рай, а может, в ад. Еду в край, который Богом позабыт или проклят!
1967
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: У тебя бродил под окнами... Валерий Червяков
(подражание подъездному шлягеру)
У тебя бродил под окнами, ждал чего-то, хотя знал: не пустила б на порог меня, что тебе б я не сказал, только б смехом мне ответила, перед носом дверь захлопнула, тебе было б очень весело, ну, а мне - хоть помирай!
Над проблемой этой думал я в сутки двадцать пять часов. Вижу: не раздуть мне уголья, не разжечь из них костров. Аполлона ждёшь на блюдечке? - Ну и жди, а я пошёл домой! Пусть теперь на эту удочку клюнет кто-нибудь другой!
И теперь другие пленники месят лужи под окном. Это ж всё мои преемники, мне их жаль - поймут потом. А когда уйдут и эти все, ты поймёшь, что Аполлонов нет, и с тобой ещё мы встретимся - слишком тесен белый свет!
1970
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Жнивьё, покрытое росой, душевная погода... И, со вчерашнего косой, я вылез из зарода. Околки, низом - лепота! Роса на нивелире... И хоть с похмелья тошнота, а всё же тянет к лире.
Люблю так посинеть к утру, что к полудню - раздень-ка! Бюсты и бёдра на ветру не обнажишь за деньги.
Люблю назвать я серый глаз малиновым, зелёным, искать червонец, что в тот раз я постелил под клёном.
Но только некогда бродить по рощам первозданным: пора инструмент наводить согласно точкам данным.
И непонятный звон опять разносится по роще - про то, где с рейкою стоять, про зонт, про Бога и про мать, и кое-что попроще...
1974
Первая и вторая строфы поются на мотив песни А. Дулова Сырая тяжесть сапога. Третья и четвёртая строфы поются на мотив песни А. Дольского Листая иностранные журналы. Пятая и шестая строфы поются на мотив студенческой песни Про Адама и Еву.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Подарочки (Пародия на А. Дольского) Валерий Червяков
...Вдруг мелькает счастливая мысль: - Не собрать ли мне старое ВЕЛО? Подари мне, Анри Руссо, своё детское колесо. Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо. Мой любимый, любимый Ван Гог, подари провансальский звонок, раму мне одолжи, Серра. Остальное лежит в сара- е! (А. Дольский и Л. Фёдоров Велосипед )
Снова хочется в синий лес... Но Ван Гог мне подсунул брак. И мой ВЕЛО сломался весь: понадейся на этих бродяг!
Нет, художники - это не то! Академики могут хоть что-то, не собрать ли им новое МОТО?! Или лучше - АВТО?
Подари мне, Альберт Эйнштейн, задний мост и к нему кронштейн, собери, старина Пифагор, треугольный хотя бы мотор. Мой единственный Бойль-Мариотт, подари ситроенский капот, и всей дружной семьёй Кюри остальное мне подари- те!
Вот и собран АВТО-мобиль. Можно ехать и в Сент-Мери... Но ты, кажется, продешевил! - мне шепнул голосок изнутри.
По Монмартру задумчиво мчусь, по полям и дорогам Овера... Что же я, чёрт возьми, мелочусь! Не собрать ли мне с миллионеров?!
Состриги мне, Анри Дюпон, с капиталов своих купон. Одолжи, молодой Генри Форд, личный АЭРО типа Конкорд. Нелюбимые Ротшильд и Крупп, мне на собственный скинтесь яхт-клуб. Морган, виллу дай в Санта-Фе. Остальное отдаст Рокфе- ллер!
Вот уж всё у меня, вроде есть: ВЕЛО, ТЕЛЕ, ЭЛЕКТРО, КВАДРО... Только я исстрадался весь - стать мне хочется лучшим из бардов!
Мне бы каждый помог, чем смог - уложусь я в привычную схему. Но мешает везде лишний слог... Впрочем, это для нас - не проблема!
Уважаемый Юрий Ви- збор, ты в горы меня зови. Раскрути мне, Владимир Высо- цкий. хрипящих идей колесо. Продрейфуй за меня, Городни- цкий, на полюсе долгие дни. Юмор шеф дай, Аркадий Рай- кин, за гитарой схожу в сарай. Иванов, - попрошу, - Крамской дай гитаре классический строй! Наворочай, Евгений Кля- чкин, гармоний своих кренделя. Мой любимый Булат Окуджа- ва, дай мелодию слаще коржа. Юрий Кукин, наддай тума- ну, и, считай, гонорар в карма- не!
1980
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Сквозняк и коньяк (пародия на романс В. Луферова Осенний сквозняк) Валерий Червяков
Я в дом чужой, как в собственный вошёл, увидел стол, до странности знакомый, до боли свой стакан в шкафу нашёл, его наполнил моисеевкой и ромом.
И, выпив, понял: я не Виктор, я - сквозняк, без рук, без ног, невидим и неосязаем. Я ненадолго к вам, дня на три, просто так, зайти - зашёл, а выйти как - не знаю...
Я по стене скользя, упрусь в буфет, а там - коньяк, вот это очень кстати. А в холодильнике случайно водки нет? На всякий случай, если вдруг не хватит.
Я вам хотел налить... Не пьёте? Ну и зря! От коньяка никто не упадает. Пожалуй, я останусь здесь до января: зайти - зашёл, а выйти как - не знаю.
Я, как сквозняк, пролезть пытаюсь в щель, но только нос и уши прищемляю, ноздрёй свищу печально, как свирель, и, в плед закутавшись, по новой наливаю.
Всё меньше остаётся коньяка, я сквозняком себя всё больше ощущаю. И вот уж пальцы крутят у виска, как будто там чего-то не хватает.
1980 __________________ моисеевка - специфический напиток по рецепту О. Моисеевой (г. Кемерово), замечательной исполнительницы Осеннего сквозняка.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Шешнадцатая песнь чудака (пародия на цикл В. Луферова Песни чудака ) совместно с М. Сахаровым
Построю дом я из окурков и ромашек, себе в горошек справлю жёлтый лапсердак, носок дырявый суну я в грудной кармашек, чтоб сразу было видно: я - чудак!
К гитаре хвост приклею из улыбок и громко всем об этом сообщу. А пёстреньких своих аквари-умных рыбок на волю - в унитаз я отпущу.
Я в дом чужой войду, всю валерьянку выпью и упорхну оттуда лёгким сквознячком. А если что не так, то я и стёкла выбью - эх, хорошо считаться чудаком!
Зарифмовав всю эту чертовщину, аккорды на гитаре подберу и буду петь со сцены о семье сверчиной, которой я башмак свой подарю.
Мне влезть бы на фонарь и палец в нос засунуть, и долго там чудаковатисто копать: оттуда так удобно на что хочешь плюнуть, да и меня издалека видать.
Мне только взмыть бы над толпой безликой: какой ни есть, а всё-таки УМИР! Не помню кто, но точно знаю, что великий сказал, что ЭТИ - (тук-тук-тук по деке) - украшают мир!
1981
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Географическая пародия на А.Дольского Валерий Червяков
В далёкие страны летят неустанно птицы. А я не летаю, в столовой глотаю шницель. Куда же годится? Хочу за границу тоже... Но мне заявляют: В круиз по Алтаю - можешь! А также: Грузия и Армения, и Азербайджания, Башкирия и Якутия, да Узбекистания, но не Греция, не Испания, и не Швеция, и не Дания.
И вскоре я понял, что мне до Японий, Африк не скоро добраться придётся - ведь, братцы, прав я? Чего ж зарыпаться - я песню из пальца выдам! Пегасу дам пойла, и вместе из стойла выйдем.
Я сяду верхом на крылатую лошадь и, мысленно шпоры в бока ей вонзив, чтоб сразу масштабами всех огорошить, скажу: Эй, Пегас, в Аргентину вези!
Ар-р-ргентина! Где все нежности мулатки отдают за шоколадки...
Так легко перенестись в далёкие неведомый страны! Нужно лишь закрыть глаза, представить себе пальмы и лианы, прерии, саванны, океаны, капитаны, обезьяны, кофе и бананы, рестораны, в них не наши... фулюганы!
А можно ром ямайский пить и коньяки турецкие, штаны голландские носить, листать журналы шведские. А можно песни сочинять про Мэри и про Джона - пусть думают, что я опять вернулся из Лондона, пусть думают, что я опять проездом из Лондона.
Джингл-белл, джингл-белл! Jingle all the way!
Я вообще теперь матрос вселенной, мне любые рейсы по плечу:
стоит мне запеть - и я мгновенно хоть куда поеду-полечу!
Так легко перенестись в далёкие неведомые страны: нужно лишь закрыть глаза, представить себе пальмы и лианы...
Мой способ, ей-Богу, хорош, хоть немного и странный: ведь так, между делом, объеду на ВЕЛО все страны. И если не хватит имён, чтоб назвать их - не важно: напрягши мыслю, я названья леплю отважно!
Например:
Деньгрия, Накопляндия и Сообразилия, Поддания, Покумексика, ещё Приобретания, Наливия, Перебрамция, Перегреция, Отпадания...
Нет в мире высшего блаженства - вообразить себя в пути, достигнуть в этом совершенства и из любителей уйти...
Ведь и Швец-я. да и Жнец-я, и на трубе игрец-я... - Фа-фа-ля-ля... (имитируя трубу)
Эх, как вдарю я на гитаре я - велико-бренчание. Совершенствия достигания, а поэтому - до свидания, до свидания!
1982
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Тройная пародия на песню Г.Дикштейна шансонье, с которой Л.Печёнкина неоднократно становилась лауреатом фестивалей Валерий Червяков
I. пацифическая.
Окончилось кино. Затихли песен звуки. Пел песни Адамо - французский Юрий Кукин. Мусью! Зачем же песню прекращать? Не время дым из трубки выпущать! Всё было так возвышенно и чисто. Запел - и сразу горя в мире нет, От войн и бед остался только след, Да песня развесёлого флейтиста.
1980, Томск.
II, фестивальная. Люсе Печёнкиной
Зал ждал, раскрывши рот - вот высшая оценка! Печёнкина поёт - сибирская Шульженко. Мадам! Всё это было о-ля-ля! О'кей всё было, проще говоря. Вы пели так заливисто и звонко. Мадам! Вы заработали Гран-при, Но только жаль, что вот уж года три На каждом фестивале распевали вы одну и ту же песенку, которая давно уже у всех сидит в печёнках!
1982, Иркутск.
III, печальная. Г.Дикштейну.
Прошло пятнадцать лет. Как время пробежало! Иных давно уж нет, и даже Окуджавы... Да, сэр! И кто подумать только мог - Нас свёл калифорнийский городок. Но также зал внимал благоговейно. Yes, sir! К чертям барьеры языка! Пусть тает иммигрантская тоска От песенки Григория Дикштейна.
1997, Сан-Диего.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Уходит время... тают года... Валерий Червяков
Уходит время... тают года. Уходят в мрак, как поезда. Мы не привыкли замечать, года от нас уйдут опять, чтоб не вернуться никогда. Уходит время навсегда. Да!..
Куда спешишь ты, Время, куда? Течёшь сквозь пальцы, как вода. Безостановочен твой путь, тебя обратно не вернуть - мелькают страны, города... Уходит время навсегда. Да!..
И всё уходит с ним без следа: любовь, надежды и беда. И только лишь печаль моя бредёт туда, куда и я. Со мной печаль - моя звезда... ...Уходит время навсегда. Да!
1968
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Не получается Валерий Червяков
Ах, если бы можно мне было не ждать! Не ждать ровно в семь под часами с букетом, в очередях не торчать за билетом, не изнывать у дверей кабинетов!
Мне б вороного без отдыха гнать, где горы в небо впиваются! Только не ждать, только не ждать не получается. Хочется гнать, только не ждать не получается!
Ах, если бы можно мне было не гнать! Вечно мы время своё догоняем, то на такси, то бегом за трамваем, и оглянуться - не успеваем!
Мне б не бояться везде опоздать, да с недосыпу не маяться, только не гнать, только не гнать не получается. Вволю б поспать! Только не гнать не получается!
Ах, если бы можно мне было не спать! Да я б изобрёл этот двигатель вечный, фильм бы я снял жуть какой интересный, я сочинял бы хорошие песни...
Третью часть жизни бездарно терять! Как тут совсем не отчаяться! Только не спать, жаль, но не спать не получается! Песни б писать! Только не спать не получается!
Ах, если бы можно мне было не петь... Тогда я поймал бы другую удачу: сделал карьеру, отгрохал бы дачу, личная жизнь не была бы собачьей!
Всё по-другому не поздно решить, жизнь ведь ещё не кончается! Только не петь - будто не жить - не получается! Только не петь - будто не жить - не получается!
1980
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Зеркала Валерий Червяков
Мы живём в окруженьи зеркал... Как портрет Дориана Грея, нам докажет зеркальный овал то, что мы безнадёжно стареем. Не считаем просроченных лет: думал, двадцать - а время ушло. Кем ты был - знает старый портрет, кто ты есть - скажет честно стекло!
Нас теснят зеркала, зеркала... Тонем в море своих отражений: отражение мыслей - в делах, отраженье мечты - в достиженьи! Отражаюсь в знакомых, в друзьях отношением, мнением их. Повторюсь в голубых зеркалах, в двух бездонных, любимых, твоих...
Не хочу о кривых зеркалах - исказят, изломают до хруста. А бывает, что холодом - страх: глянешь в зеркало - в зеркале пусто! Как же так? Ты же есть, ты же был... Где успел ты себя растерять?! Вот и думай - а так ли ты жил, чтоб пустынных зеркал не встречать?
Смотрим в зеркало - каждый в своё. Но однажды жестоким движеньем время зеркало ТО разобьёт, где стареет твоё отраженье... Но есть свойство разбитых зеркал - в этом с нами, живыми, родство: всё, что целый овал содержал, есть стократно с осколках его.
1982
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Червяков Валерий Текст песни: Ещё об упавшей звезде Валерий Червяков
Случаются минуты, хотя они нечасты - когда в далёком небе звезда вдруг задрожит, которая мечталась бессонными ночами, прошьёт ночное небо и в ноги прилетит.
И в том, что так случилось, по первости признаться немножко жутковато и самому себе: - Та самая? Как странно! Так не бывает, братцы! - Но чуешь: это новый виток в твоей судьбе.
И вот она у ног твоих. Теперь весь мир для вас двоих: и её небо - для двоих, и твоя Земля, и колыханье воздуха в пронзительном рассвете, в капле преломлённый луч шального света, чья-то боль и чья-то радость где-то стук колёс на стыках рельс, и шелест крыльев времени...
И всё ещё не веря в свершившееся чудо, на корточки присядешь, прикрыв глаза рукой. И непонятно - как же вы были друг без друга, и жизнь - всего лишь средство быть со своей звездой!
Ты, обжигая пальцы, возьмёшь её в ладони, над головой поднимешь и унесёшь во тьму, и скоро сам поверишь, что мир, такой бездонный, стал лучше, повинуясь желанью твоему.
Она ж теперь в руках твоих, весь мир зависит от двоих. И её небо - от двоих, и твоя Земля, и колыханье воздуха в пронзительном рассвете, в капле преломлённый луч шального света, чья-то боль и чья-то радость где-то стук колёс на стыках рельс, и шелест крыльев времени...
И ты почти привыкнешь всесильным быть и добрым, решив, что приручил ты навек свою мечту. Но ощутишь однажды, как будто нож под рёбра, пронзительною болью в ладони пустоту...
И тут уж не поможет ни гнев, ни покаянье. Страшна цена потери, и ты опустошён... Да, счастлив, кто касался звезды своей сиянья, но самый несчастливый - ведь это тоже он...
И колыханье воздуха в пронзительном рассвете, в капле преломлённый луч шального света, чья-то боль и чья-то радость где-то стук колёс на стыках рельс, и шелест крыльев времени...
1982
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.