Окуджава Булат Текст песни: Я вновь повстречался с Надеждой Я вновь повстречался с Надеждой - приятная встреча. Она проживает все там же - то я был далече. Все то же на ней из поплина счастливое платье, все так же горяч ее взор, устремленный в века... Ты наша сестра, мы твои непутевые братья, и трудно поверить, что жизнь коротка.
А разве ты нам обещала чертоги златые? Мы сами себе их рисуем, пока молодые, мы сами себе сочиняем и песни и судьбы, и горе тому, кто одернет не вовремя нас... Ты наша сестра, мы твои торопливые судьи, нам выпало счастье, да скрылось из глаз.
Когда бы любовь и надежду связать воедино, какая бы (трудно поверить) возникла картина! Какие бы нас миновали напрасные муки, и только прекрасные муки глядели б с чела... Ты наша сестра. Что ж так долго мы были в разлуке? Нас юность сводила, да старость свела.
Окуджава Булат Текст песни: Ax, если бы можно уверенней Ax, если бы можно уверенней и чётче в сей трудный момент: расплывчатость чистых намерений — не лучший к добру аргумент.
Окуджава Булат Текст песни: Ax, трубы медные гремят Ax, трубы медные гремят, кружится воинский парад — за рядом ряд, за рядом ряд идут в строю солдаты. Не в силах радость превозмочь, поёт жена, гордится дочь, и только мать уходит прочь... Куда же ты, куда ты?
И боль, и пыль, и пушек гром... Ах, это будет всё потом, чего ж печалиться о том — а может, обойдётся? Ведь нынче музыка — тебе, трубач играет на трубе, мундштук трясётся на губе, трясётся он, трясётся.
Окуджава Булат Текст песни: А вот Резо - король марионеток А вот Резо - король марионеток, чей тонок вкус и каждый палец меток. Марионетки из его ребра. В них много и насмешки, и добра.
И нами управляет Провиденье, хоть ниточек и скрыта череда... Но как похожи мы! Вот совпаденье!.. Не обольщайтесь волей, господа!
Окуджава Булат Текст песни: А годы уходят, уходят В нашем доме война отгремела, вновь земля зеленеет, злые пули по кровь не летят. Женихи, навсегда молодые, с фотографий военных глядят. А годы уходят, уходят, вернуться назад не хотят...
По дорогам, по старым дорогам отправляется память иногда словно так, невпопад. Как из песни не выкинуть слова, так из сердца погибших ребят. А годы уходят, уходят, вернуться назад не хотят...
Твои плечи с бедою знакомы, твои белые руки кровь и пепел смывали с полей. И земля никогда не забудет боль и слёзы твоих дочерей. Хоть годы уходят, уходят, хоть время торопит — скорей...
Может, время всех ран не излечит, но черёмухи белой невозможные гроздья горят, потому что любовь и надежда, что ни делай, бессмертны сто крат! А годы уходят, уходят, вернуться назад не хотят...
Окуджава Булат Текст песни: А месяц тонкий-тонкий А месяц тонкий-тонкий, засахаренный, ломкий. А мрак такой нечёткий, и где-то у избы поют себе девчонки, не ждут своей судьбы.
Судьба, гармошку стиснув, единственный почёт, в своих сапожках тесных течёт на пятачок.
Кудрявится ромашка, и дух с реки парной. Потёртая гармошка — надежда всех парней.
Горошины чечётки из-под сапог летят, но обо мне девчонки и думать не хотят...
Девчоночки босые, лукавых глаз прищур, знать, вы и есть Россия, а я, дурак, ищу.
Окуджава Булат Текст песни: Август в Латвии Булочки с тмином. Латышский язык. Красные сосны. Воскресные радости. Все, чем живу я, к чему я приник в месяце августе, в месяце августе.
Не унижайся, видземский пастух, пестуй осанку свою благородную, дальней овчарни торжественный дух пусть тебе будет звездой путеводною.
Не зарекайся, видземский король, ни от обид, ни от бед, ни от хворости, не обольщай себя волей, уволь: вольному -- воля, а гордому -- горести.
Тот, кто блажен, не боится греха. Бедность и праведность перемежаются. Дочку отдай за того пастуха, пусть два источника перемешаются.
Между удачей, с одной стороны, и неудачею жизнь моя мечется в сопровождении медной струны августа месяца, августа месяца.
Окуджава Булат Текст песни: Автопародия на несуществующие стихи Мы убили комара. Не в бою, не на охоте, а в домашней обстановке, в будний вечер. Видит бог, мы не крадучись его, а когда он был в полете... Мы его предупреждали - он советом пренебрег.
Незадолго перед тем дождь пошел осенний, мелкий. За стеной сосед бранился. Почему-то свет мигал. Дребезжал трамвай. В шкафу глухо звякали тарелки. Диктор телевизионный катастрофами пугал.
Расхотелось говорить. Что-то вспомнилось дурное, так, какая-то нелепость, горечи давнишний след... В довершенье ко всему меж окошком и стеною вдруг возник как дуновенье комариный силуэт.
Мы убили комара. Кто-то крикнул: Нет покоя! Неужели эта мерзость залетела со двора!.. Здесь село или Москва?.. И несметною толпою навалились, смяли... В общем, мы убили комара.
Мы убили комара. Он погиб в неравной схватке - корень наших злоключений, наш нарушивший покой... На ладони у меня он лежал, поджавши лапки, по одежде - деревенский, по повадкам - городской.
Мы убили комара. За окошком колкий, мелкий, долгий дождичек осенний затянуться обещал. Дребезжал трамвай. В шкафу глухо звякали тарелки. Диктор телевизионный что-то мрачное вещал.
Окуджава Булат Текст песни: Ад Весь в туманах житухи вчерашней всё надеясь: авось, как-нибудь - вот и дожил до утренних кашлей, разрывающих разум и грудь.
И, хрипя от проклятой одышки, поминая минувшую стать, не берусь за серьёзные книжки: всё боюсь не успеть дочитать.
Добрый доктор, соври на прощанье. Видишь, как к твоей ручке приник? Вдруг поверю в твои обещанья хоть на день, хоть на час, хоть на миг.
Раб ничтожный, взыскующий града, перед тем, как ладошки сложить, вдруг поверил, что ложь твоя - правда и ещё суждено мне пожить.
Весь в туманах житухи вчерашней так надеюсь на правду твою... Лучше ад этот, грешный и страшный, чем без вас отсыпаться в раю.
Окуджава Булат Текст песни: Аисты Вот вам, пожалуйста, первые краски заката, вечного аиста белые хлопья над хатой, старой пословицы словно хранящие цену: всё, мол, устроится, были бы аисты целы.
С неба ли звёздного в окна крадутся потёмки? Чем там до позднего заняты в этой хатёнке?
Редко ли, часто ли, вправду ль о виденном судят? Крепко ли счастливы? Вовремя ль молоды люди?
Спросишь о прожитом, глянешь в глаза через силу: что, мол, встревожены? Аиста, мол, не хватило. Как, мол, без аиста? Вот и бедуешь в жилище, и спотыкаешься, и виноватого ищешь...
Дело не в старости. Это совсем про другое: были бы аисты белые над головою.
Окуджава Булат Текст песни: Александр Сергеевич Не представляю Пушкина без падающего снега, бронзового Пушкина, что в плащ укрыт. Когда снежинки белые посыплются с неба, мне кажется, что бронза тихо звенит.
Не представляю родины без этого звона. В сердце её он успел врасти, как его поношенный сюртук зелёный, железная трость и перо — в горсти.
Звени, звени, бронза. Вот так и согреешься. Падайте, снежинки, на плечи ему... У тех — всё утехи, у этих — всё зрелища, а Александр Сергеича ждут в том дому.
И пока, на славу устав надеяться, мы к благополучию спешим нелегко, там гулять готовятся господа гвардейцы, и к столу скликает Вдова Клико,
там напропалую, как перед всем светом, как перед любовью — всегда правы... Что ж мы осторожничаем? Мудрость не в этом. Со своим веком можно ль на вы?
По Пушкинской площади плещут страсти, трамвайные жаворонки, грех и смех... Да не суетитесь вы! Не в этом счастье... Александр Сергеич помнит про всех.
Окуджава Булат Текст песни: Американская фантазия Столица северного штата - прекрасный город Монпелье. Однако здесь жара такая, что хочется ходить в белье.
Да, да, в белье. Да, да, в исподнем. Да, да, пусть даже в прошлогоднем, а впрочем, лучше без него, как в том дарованном господнем, чтобы предстать пред этим полднем рисунком тела своего.
Да, да, пожалуй, обнажённым, лишь долларами снаряжённым, в ладошке потной их держа. И с этой потною ладошкой, как будто с деревянной ложкой перед витринами кружа.
Моя московская ладошка, в тебя вложить совсем немножко, и эти райские места благословят мои уста. Мои арбатские привычки к простому хлебу и водичке здесь обрывают тормоза, когда витрины бьют в глаза.
Удар - и вой в пустом желудке, не слишком явственный, но жуткий, людей пугающий окрест. Но этот тип на вид опасный - всего лишь странничек несчастный, и он Вермонта не объест.
Глоток, и всё преобразилось: какая жизнь, скажи на милость! Я распрямляюсь наяву. Ещё глоток - и что там будет: простит ли Бог? Или осудит, что так неправедно живу?
Да, этот тип в моём обличьи, он так беспомощен по-птичьи, так по-арбатски бестолков. Он раб минувших сентиментов, но кофию на сорок центов ему плесните без долгов.
Дитя родного общепита, пустой еды, худого быта готов к свершениям опять. И снова брюхо его сыто... Но на ногах растут копыта, да некому их подковать.
Америка в недоуменьи: пред ней прыжками, по-оленьи я по траве вермонтской мчусь. И, непосредствен, словно птица, учу вермонтцев материться и мату ихнему учусь.
Окуджава Булат Текст песни: Анкара, Анкара! Не за синие вечера с севастопольского причала полюбили тебя юнкера. ...А в крымской пыли все маки цвели, а погоны и кокарды повыцвели.
И на утренней заре, отгуляв до поры и поротно, закатились в Анкару золотые юнкера безвозвратно.
Там дом, там Крым шумит кедрами. Не спят мальчики русокудрые.
С далека заманчивый чужой город спит. Не спят мальчики - они пьют спирт.
Выпей на пол-ордена, мундир залатай... Где ж твоя родина, юнкер золотой?
За морем стобалльным, за синей волной... С нею больно, без неё - больней.
Наплетут с три короба на неё. (У чужого города сердце своё). Наплетут, насвищут, но с каждым днём будет она чище в сердце твоём.
Пусть её вечер по-осеннему сер, но она ведь родина... как я посмел?!
Пусть она горькая, пускай без сил, но она ведь - матушка... Где же я был?!
...Вот мы и встретимся на краю земли, где, словно лебеди, молчат корабли,
где начинается первая рожь, куда всё равно, хоть зарежь, приползёшь.
Окуджава Булат Текст песни: Антон Палыч Чехов однажды заметил Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак - учить. Скольких дураков в своей жизни я встретил - мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю. Впереди их главный во всей красе. В детстве я верил, что однажды встану, а дураков нету - улетели все.
Ах, детские сны мои - какая ошибка, в каких облаках я по глупости витал. У природы на устах коварная улыбка... Видимо, чего-то я не рассчитал.
А умный в одиночестве гуляет кругами, он ценит одиночество превыше всего. И его так просто взять голыми руками, скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж их всех повыловят - наступит эпоха, которую не выдумать и не описать... С умным - хлопотно, с дураком - плохо. Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?
Дураком быть выгодно, да очень не хочется, умным - очень хочется, да кончится битьем... У природы на устах коварные пророчества. Но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.
Окуджава Булат Текст песни: Арбат беру с собою Арбат беру с собою — без него я ни на шаг, — Смоленскую на плечи я набрасываю, и Пресню беру, но не так, чтобы так, а Красную, Красную, Красную
Мы въезжаем, мы въезжаем — неспроста и не вдруг — по асфальтовой дорожке неминуемой в заколдованный круг из рук и разлук, с сотворенья Москвы именуемый.
Окуджава Булат Текст песни: Арбата больше нет Арбата больше нет: растаял, словно свеченька, весь вытек, будто реченька; осталась только Сретенка. Ах, Сретенка, Сретенка, ты хоть не спеши: надо, чтоб хоть что-нибудь осталось для души!
Все кончается неумолимо. Миг последний печален и прост. Как я буду без вас в этом мире, протяженном на тысячи верст, где все те же дома и деревья, и метро, и в асфальте трава, но иные какие-то лица, и до вас достучишься едва?
В час, когда распускаются розы, так остры обонянье и взгляд, и забытые мной силуэты в земляничных дворах шелестят, и уже по-иному крылато все, что было когда-то грешно, и спасаться от вечной разлуки унизительно мне и смешно.
Я унижен тобою, разлука, и в изменника сан возведен, и уже укоризны поспели и слетаются с разных сторон, что лиловым пером заграничным, к меловым прикасаясь листам, я тоскую, и плачу, и грежу по святым по арбатским местам.
Да, лиловым пером из Риеки по бумаге веду меловой, лиловеет души отраженье - этот оттиск ее беловой, эти самые нежность и робость, эти самые горечь и свет, из которых мы вышли, возникли. Сочинились... И выхода нет.
1982
2
Ч. Амирэджиби
Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант. В Безбожном переулке хиреет мой талант. Вокруг чужие лица, безвестные места. Хоть сауна напротив, да фауна не та.
Я выселен с Арбата и прошлого лишен, и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон. Я выдворен, затерян среди чужих судеб, и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.
Без паспорта и визы, лишь с розою в руке слоняюсь вдоль незримой границы на замке и в те, когда-то мною обжитые края все всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.
Там те же тротуары, деревья и дворы, но речи несердечны и холодны пиры. Там так же полыхают густые краски зим, но ходят оккупанты в мой зоомагазин.
Хозяйская походка, надменные уста... Ах, флора там все та же, да фауна не та... Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся... Заледенела роза и облетела вся.
Окуджава Булат Текст песни: Арбатский романс Арбатского романса старинное шитьё, К прогулкам в одиночестве пристрастье; Из чашки запотевшей счастливое питьё, И женщины рассеянное здрасьте...
Не мучьтесь понапрасну: она ко мне добра, Легко иль грустно - век почти что прожит. Поверьте, эта дама из моего ребра, И без меня она уже не может.
Любовь такая штука - в ней так легко пропасть, Зарыться, закружиться, затеряться... Нам всем знакома эта губительная страсть, Поэтому не стоит повторяться.
Арбатского романса старинное шитьё, К прогулкам в одиночестве пристрастье, Из чашки запотевшей счастливое питьё, И женщины рассеянное здрасьте...
Бывали дни такие - гулял я молодой, Глаза глядели в небо голубое. Ещё был не разменен мой первый золотой, Пылали розы, гордые собою.
Ещё моя походка мне не была смешна, Ещё подмётки не пооторвались, Из каждого окошка, где музыка слышна, Какие мне удачи открывались!
Не мучьтесь понапрасну - всему своя пора. Траву взрастите - к осени сомнётся. Мы начали прогулку с арбатского двора, К нему-то всё, как видно, и вернётся.
Была бы нам удача всегда из первых рук, И как бы там ни холило, ни било, В один прекрасный полдень оглянетесь вокруг, А всё при вас целёхонько, как было.
Окуджава Булат Текст песни: Арбатское вдохновение Посвящаю Антону
Упрямо я твержу с давнишних пор: Меня воспитывал арбатский двор, Все в нем, от подлого до золотого. А если иногда я кружева Накручиваю на свои слова, Так это от любви. Что в том дурного?
На фоне непросохшего белья Руины человечьего жилья, Крутые плечи дворника Алима... В Дорогомилово из тьмы Кремля, Усы прокуренные шевеля, Мой соплеменник пролетает мимо.
Он маленький, немытый и рябой И выглядит растерянным и пьющим, Но суть его - пространство и разбой В кровавой драке прошлого с грядущим. Его клевреты топчутся в крови... Так где же почва для твоей любви? - Вы спросите с сомненьем, вам присущим.
Что мне сказать? Я только лишь пророс. Еще далече до военных гроз. Еще загадкой манит подворотня. Еще я жизнь сверяю по двору И не подозреваю, что умру, Как в том не сомневаюсь я сегодня.
Что мне сказать? Еще люблю свой двор, Его убогость и его простор, И аромат грошового обеда. И льну душой к заветному Кремлю, И усача кремлевского люблю, И самого себя люблю за это.
Он там сидит, изогнутый в дугу, И глину разминает на кругу, И проволочку тянет для основы. Он лепит, обстоятелен и тих, Меня, надежды, сверстников моих, Отечество... И мы на все готовы.
Что мне сказать? На все готов я был. Мой страшный век меня почти добил, Но речь не обо мне - она о сыне. И этот век не менее жесток, А между тем насмешлив мой сынок: Его не облапошить на мякине.
Еще он, правда, тоже хил и слаб, Но он страдалец, а не гордый раб, Небезопасен и небезоружен... А глина ведь не вечный матерьял, И то, что я когда-то потерял, Он в воздухе арбатском обнаружил.
Окуджава Булат Текст песни: Аты-баты, шли солдаты Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, в дальний путь. Не сказать, чтоб очень святы, но и не в чем упрекнуть.
Аты - справа, баты - слева, шла девчонка мимо них. Не сказать, чтоб королева, но не хуже остальных.
Разговор об этой крале те солдаты завели - не сказать, чтоб приставали, но и мимо не прошли.
А она остановилась, чёрной бровью повела - не сказать, чтобы влюбилась, но и против не была.
Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, в дальний путь. Не сказать, чтоб очень святы, но и не в чем упрекнуть.
Окуджава Булат Текст песни: Ах, война, она не год ещё протянет Ах, война, она не год ещё протянет — На то она и война. Ещё много километров портянок Выткут из полотна.
Встанет, встанет над землёй радуга. Будет мир тишиною богат. Но ещё многих всяких дураков радует Бравое пенье солдат.
И потому, знать, за щедро пролитые за жизни, за радость живых, трёхлинеечки четырежды проклятые бережём как законных своих.
Окуджава Булат Текст песни: Ах, если б знать заранее, заранее, заранее Ах, если б знать заранее, заранее, заранее, что будет не напрасным горение, сгорание терпения и веры, любви и волшебства, трагическое после, счастливое сперва.
Никто на едкий вызов ответа не получит, напрасны наши споры. Вот Лермонтов-поручик. Он некрасив, нескладен, и всё вокруг серо, но как же он прекрасен, когда в руке перо!
Вот Александр Сергеич, он в поиске и в муке, да козыри лукавы и не даются в руки, их силуэты брезжут на дне души его... Терпение и вера, любовь и волшебство!
Всё гаснет понемногу: надежды и смятенье. К иным, к иным высотам возносятся их тени. А жизнь неутомимо вращает колесо, но искры остаются, и это хорошо.
И вот я замечаю, хоть я не мистик вроде, какие-то намеки в октябрьской природе: не просто пробужденье мелодий и властей, а даже возрожденье умолкнувших страстей.
Всё в мире созревает в борениях и встрясках. Не спорьте понапрасну о линиях и красках. Пусть каждый, изнывая, достигнет своего... Терпение и вера, любовь и волшебство.