Гамзатов Расул Текст песни: Я — Дагестана пёс сторожевой Я — Дагестана пёс сторожевой, Лишь свистнет он, к его судьбе причастный, Вновь вздрогну, как от раны ножевой, И полечу на этот зов всевластный.
Его вершины, славу, письмена Не я ли охранять давал поруку? И впредь с любовью женщина одна На голову мою положит руку.
И одолев в честь собственных заслуг Я вплавь громокипящие потоки, Несу дозор у входа в звёздный круг, Где по ночам беседуют пророки.
Гамзатов Расул Текст песни: Ярка Ярославна Яблоко упало. Град прошёл недавно; Сердце моё ранено. Чья же в том вина? Я тебе признаюсь, Ярка Ярославна, В этом виновата только ты одна.
С доктором влюблённым вечером весенним Выйдешь на прогулку ты рука к руке, Проплывут в Дунае рядом ваши тени, Две – от одинокой тени вдалеке.
Моего соперника стала ты отрадой, В Братиславе милой вас свела любовь. Ярка Ярославна, ты его порадуй Над моей печалью пошути с ним вновь.
Гамзатов Расул Текст песни: Аплодисменты Мы хлопали. Ладоням было больно. Они, бывало, в прошлые года, От собственных ударов добровольных Краснели, словно щёки от стыда.
Как исступленно мы в ладони били В ответ словам проклятий и похвал. И если руки — это наши крылья, Я неразумно крыльями махал.
Да здравствует! — с трибуны кто-то славил, Да сгинет! — кто-то в гневе возглашал. И зал рукоплескал и выражал Любовь ко всем, кому желали здравья, И гнев к тому, кого докладчик клял.
Вскочив, мы аплодировали стоя. Гремели своды залов, и порой Трус тоже чувствовал себя героем: Ему казалось, что грохочет бой.
А мне казалось, обретал я славу, Казалось, будто высекал огонь, Когда о левую ладонь бил правой, А левой бил о правую ладонь.
Я хлопал, я стучал ногами об пол, И по нужде, и по охоте, всласть. Мне кажется: я молодость прохлопал Или её значительную часть.
А в жизни попадал я в переделки И на пути встречал добро и зло, Но так я хлопал, что слетали стрелки С ручных часов; и всё же время шло.
Теперь я стал взрослее и не скрою, Что хлопаю давно уже не так, А разве что лишь изредка герою Или на свадьбе — пляшущему в такт.
Оваций тех, что я на свете слышал, Ей-богу, мне достаточно вполне. Я слышу: дождик хлопает по крышам И ветер аплодирует весне.
Я слушаю, как где-то реки плещут, Как на деревьях листья рукоплещут, Довольны тем, что родились на свет; Как аплодируют в долинах травы, На склонах гор — зелёные дубравы, Не ослепленно, не для чьей-то славы, Не потому, что хлопает сосед.
Гамзатов Расул Текст песни: Баку Баку, Баку, поклон тебе мой низкий, Тебе я руку жму, как брату брат. Всё громче говор милых волн каспийских – Они о нашем братстве говорят.
Родимый Каспий – общий друг наш вечный, – Любовь к тебе несёт он вновь и вновь, Он отвечает широтой сердечной И горцам и бакинцам на любовь...
Когда в горах сражались мы с врагами, Мечтая о свободном, мирном дне, – Бакинских стачек праведное пламя В каспийской полыхало глубине,
И повесть о бакинских комиссарах К нам доносил рокочущий прибой, И крики чаек над причалом старым Сзывали горцев на великий бой.
Потом, когда взошла заря над морем, Нам рассказала Каспия волна О новой жизни праздничном напоре И назвала героев имена.
И песни полетели к нам, как птицы, И сыновья твои в наш край пришли – Узнав, что в недрах наших нефть таится, Они совет и помощь принесли.
...Сейчас луна плывёт над тихим морем, И мне ночные волны говорят, Что ты, Баку, и в радости и в горе Навек мой кровный, мой любимый брат.
Вовеки нам с тобою не расстаться, Мы связаны единою судьбой, Пусть говорит о нашем вечном братстве Каспийский торжествующий прибой!
Гамзатов Расул Текст песни: Брат 1 Вовеки не забудется такое. В те дни дышалось тяжко и в горах, А тут была равнина за рекою Сера, как пепел, как летучий прах.
Тропа вела вдоль мутного канала Туда, где от воды невдалеке Лопата одинокая лежала На осыпи, на свежем бугорке.
...Я не забыл глаза скорбящей мамы И горький взгляд Гамзата Цадаса, Когда плясали строки телеграммы В ладонях потрясённого отца.
– Сынок, поедем... Собирайся к брату, – Сказал он, обернувшись на ходу. Судьба несла нам новую утрату В том сорок третьем памятном году.
Мать, обессилев от немых страданий, От злых предчувствий и глухих тревог, Впервые в жизни августовской ранью Нас проводить не вышла за порог.
О, как ты изменилась, дорогая, Под гнётом иссушающих вестей! Отчаянье своё превозмогая, Отец печально улыбнулся ей.
Над Каспием дышали раскалённо Пески, жаровней неоглядной став. И от махачкалинского перрона, Протяжно свистнув, отошёл состав.
А в том составе был вагон почтовый. Не прерывалась письменная связь. И мы с отцом пустились в путь суровый, В купе служебном скромно примостясь.
Нас приютили вопреки закону, Но были сплошь забиты поезда, И доступ к неприступному вагону Открыла нам семейная беда.
Мы всю дорогу тягостно молчали, Стремясь в далёкий город Балашов. Казалось, нам вослед глядят в печали Вершины гор в наплывах ледников.
О Балашове в первый раз, пожалуй, Мы услыхали. Брат мой Магомед, Опасно ранен, полыхая жаром, Был в тамошний доставлен лазарет.
Ещё живой, в бреду, на узкой койке Он там пылал уже немало дней. Засевшие в груди его осколки Огнём горели и в груди моей.
Я помню час, когда средь многих горцев, Родню покинув и цадинский дом, Он твёрдо стал на путь противоборства, Свой стан армейским затянув ремнём.
О Каспий, отчего ты так спокоен? Слух до тебя неужто не дошёл О том, что рухнул твой земляк, твой воин, Что бурей расщепило стройный ствол.
...Вагоны застревали на вокзалах Среди руин, чернеющих вокруг. Навстречу нам везли солдат бывалых, Кто без ноги, кто без обеих рук...
За окнами в селеньях обветшалых Дома безлюдны были и темны, Как птичьи гнёзда на аварских скалах, Что вспышкой молнии разорены.
Так длился путь томительный и долгий В пыли кромешной, в сумрачном дыму. Но впереди забрезжил облик Волги, Как свет надежды, пронизавший тьму.
У Сталинграда, в стареньком вагоне, Отец, приблизясь к узкому окну, Прикрыл глаза широкою ладонью, Стоял и грустно слушал тишину.
Стоял он так и час, и два, как будто Ему глаза лучами обожгло. Потом вздохнул он, повернулся круто, На полку опустился тяжело...
Отец, безмолвье ты хранил угрюмо, Но я, присевши рядом, на краю, Мгновенно угадал, какие думы Всё ниже клонят голову твою.
Терзает брата жженье вражьей стали, Напрасно ждут его в родном дому. Родитель мой, неужто опоздали Мы к первенцу, любимцу твоему?
2 Мы опоздали с тобой, опоздали... Вспомню – и вновь разрыдаться готов. Госпиталь встретил нас тихой печалью, И безутешно молчал Балашов.
С коек страдальцы с участьем глядели Двум посетителям скорбным вослед. Возле пустой и холодной постели Мы задохнулись... Его уже нет!
На костыли опираясь, солдаты Нас обступили. Но где Магомед? Стены и двери, и окна палаты – Все на местах. А его уже нет.
Даже врачи – победители смерти – Нам виновато твердили в ответ: – Сделано всё, что возможно, поверьте... – Верим, друзья. Но его уже нет.
Был среди них санитар-дагестанец. Он поначалу стоял в стороне. Но подошёл к нам, когда мы остались С горем безжалостным наедине.
Гамзатов Расул Текст песни: Время Время скалы покрыло морщинами, Ранит горы, летя как поток, Расправляется даже с мужчинами, Их сгибая в положенный срок.
Это время – травою зелёною Опушило заоблачный луг. Это время – слезинкой солёною По щеке проползло моей вдруг.
На цовкринца смотрю: не сорвётся ли? По канату идти тяжело. Мне с цовкринскими канатоходцами Время сходство давно придало.
Это время – хвостами не лисьими Заметает следы наших ног, Но опять над опавшими листьями Лес весеннее пламя зажёг.
Бьют часы на стене и за стенкою. Радость, к сердцу людскому причаль И дружи с часовою ты стрелкою, Пусть с секундною дружит печаль.
Гамзатов Расул Текст песни: Годы Недавние и давние года Передо мной толпятся, словно люди, Гляжу на них и думаю о чуде: — Ещё я жив — Гамзатов из Цада!
Года, года! Мне памятен любой, Они друг друга свергли, как владыки. И вот сошлись, но их не схожи лики, Почти как наши лики, меж собой.
В числе годов есть многие года, Которые остались дорогими Душе моей, но встретившись с другими, Печалюсь я, сгорая от стыда.
И если тех годов хотя бы день Вернётся вдруг и встанет на пороге, Затмит мне душу аспидная тень И вздрогну я, и сна лишусь в тревоге.
Былые вспоминаю времена, Иные годы вправду что вершины. Где доблестью прославились мужчины, Чьи нашим дням созвучны имена.
И радуюсь, и плачу оттого, Что, с тех вершин беря свои истоки, Летят сквозь даль пленительные строки В пределы удивленья моего.
Недавние и давние года, Смятенье чувств и торжество и удаль, Смотрю на них и думаю, не чудо ль: — Ещё ты жив — Гамзатов из Цада!
Гамзатов Расул Текст песни: Детство Детство моё, ты в горах начиналось, Но я простился с землёю родной, И показалось мне: детство осталось В крае отцовском, покинутом мной.
Мне показалось, что, умный и взрослый, Глупое детство оставил, а сам Туфли надел я, чарыки я сбросил И зашагал по чужим городам.
Думал я: зрелостью детство сменилось. Слышалось мне: грохоча на ходу, С громом арба по дороге катилась, Лента мелькала, и время кружилось, Словно волчок на расчищенном льду.
Но, завершая четвёртый десяток, Взрослым не стал я, хоть стал я седым. Я, как мальчишка, на радости падок, Так же доверчив и так же раним.
Раньше я думал, что детство – лишь долька Жизни людской. Но, клянусь головой, Жизнь человека – детство, и только, С первого дня до черты роковой!
Гамзатов Расул Текст песни: Диалог Скажи... – О чём? Про жизнь тебя спросила я... Живётся мне неважно... Отчего? Наверно, оттого, что знаешь, милая, Как я живу, ты лучше моего.
Ха-ха-ха-ха! Быть может, я провидица... Не смейся, дорогая. Не хитри. Тебе и опустевшие всё видятся, И полные мои все газыри.
В познаниях любовь не ищет выгоды... И между тем я грусти предаюсь, Что, словно в доме, ходы все и выходы В моей душе ты знаешь наизусть.
Где нежный взгляд, который был восторженным, Как в миг первооткрытия, не раз? Как будто время обернулось коршуном И удивленье выкрало из глаз!
До срока слово каждое услышано, С любой загадки сорвана печать. Что низменно во мне, а что возвышенно, Давным-давно смогла ты разгадать.
Не самому ли всё тебе наскучило? Ты прошлому не хочешь быть слугой И на него взираешь, как на чучело Когда-то яркой птицы дорогой.
Ты не права. Ты говоришь нелепости. Своей не отрицаю я вины: Перед тобою пали стены крепости, А эти стены падать не должны.
Смеёшься? Нет! Ещё вчера считала я, Ты ведом мне, но вижу – не права, И для меня такая небывалая Печаль твоя действительно нова.
Гамзатов Расул Текст песни: Долгая зима Зима, ты словно гость, что всё живёт И каждый день уехать обещает, И на прощанье руку подаёт, И всё-таки никак не уезжает. Весна, ты словно друг далёкий тот, Что каждый день приехать обещает, Давно с дороги телеграммы шлёт, Но всё в пути – никак не приезжает...
Прошёл апрель, но всё ещё зима, Но нет цветов, и трав зелёных нету, Увешаны сосульками дома, Слепое небо серой мглой одето. Молчат остатки прошлогодних гнёзд Там, где пора бы ласточкам гнездиться, Тяжёлый лёд плывёт под чёрный мост В реке, где время детворе резвиться.
И плачут исхудавшие ягнята, Соскучившись по сочным травам гор, И песня чабана в часы заката Ещё звучит в долине до сих пор. Черны на ветках гнёзда у дорог, В них птицы словно узники в темнице, Что в заключенье отбыли свой срок, Но продолжают в камере томиться. И все наряды девичьи с цветами Ещё в шкафах хранятся под замками. И солнце лик свой открывает редко, Как дагестанка в траурные дни И как моя стыдливая соседка На свадьбе среди будущей родни. Уж оскудели зимние запасы – Ведь на весну рассчитывали мы!
Весна, ты нам нужнее с каждым часом, Иди разбей бесплодный лёд зимы! Что сделать нам, чтоб поскорей пришла ты, Быть может, новым именем назвать, Как именем другим, боясь утраты, Больного сына называет мать?!
Приди, весна, со светом и с теплом, С шумящими дождями, с журавлями, Приди скорей пахать в краю моём, Разлейся синевою над полями! Отложены в аулах свадьбы все И радостные птичьи выступленья, Приди ж, весна, во всей своей красе, Моей любимой дай цветок весенний. И встретит свет твоих весёлых дней Улыбка дочки маленькой моей! Зима – как горечь сердца моего: Всё думаю, пройдёт – и не проходит... Весна – как радость сердца моего: Всё думаю, придёт – и не приходит... Приди же, радость, и, весна, приди, Чтоб сердце пело у людей в груди!
Гамзатов Расул Текст песни: Жёлтые листья Капает дождик, всё капает, капает, Капает на полуголые ветки. Падают листья, всё падают, падают, Листья на ветках и жёлты, и редки.
Ветер осенний солидным хозяином Гонит и с воем, и с хохотом взашей Сирот, непрошеных и неприкаянных, Прочь со дворов вдоль по улице нашей.
Их проходящие топчут галошами, Топчут подошвами в глине и в иле. Люди забыли, как много хорошего Им эти листья недавно дарили.
Новые листья – я знаю – завяжутся, Почки набухнут, как в прошлые годы. Так почему же мне многое кажется Несправедливым в законах природы?
Гамзатов Расул Текст песни: Жизнь Относился к себе я беспечно всегда, С докторами встречался не часто, Пил из рога вино, как велит тамада, И не пил никакого лекарства.
Но однажды попал в государство Мали. И здоров был и крепок, однако Я не умер едва в африканской дали, В главном городе, в знойном Бамако.
Там, как раненый всадник, упавший с седла, Я схватился за грудь поневоле: Словно сердце моё прострелила стрела И слова задохнулись от боли.
И холодные капли катились со лба. Горы вспомнились, вспомнилась мама. И сколь жизнь ни была в моём теле слаба, Я на локоть опёрся упрямо.
До того, как в глазах моих дню потемнеть, Смог друзьям прошептать лишь одно я: Дайте на небо Африки мне посмотреть, Ничего, что оно не родное!
Дайте глянуть на всё, что я вижу окрест, Пусть деревья вздохнут надо мною. Ах, как птицы поют! Не из этих ли мест К нам они прилетают весною?
И в глазах моих свет опрокинулся вдруг, И деревья, и небо Бамако. И, подхваченный дюжиной преданных рук, Я затих, побелев как бумага.
И казалось, погиб я в далёкой стране, Но, когда уже сердце не билось, Не безгрешная жизнь словно чудом ко мне У последней черты возвратилась.
Распахнулась завеса безвременной тьмы, Под бровями оттаяли веки, И по жилам моим с отступленьем зимы Снова двинулись красные реки.
И, как будто бы лица моих земляков Или Африки чёрной ладони, Предо мной засветлела гряда облаков На высоком чужом небосклоне.
Я людей увидал. Были рады они Убедиться в свершившемся чуде. И такими красивыми в прошлые дни Никогда не казались мне люди.
Долетели до слуха земные слова. Речь друзей моих, белых и чёрных, Я, как нежную музыку, слушал сперва, Словно мир весь играл на валторнах.
Льётся свет на меня с человеческих лиц, И себя я от жизни не прячу И в горах, услыхав возвратившихся птиц, Неспроста улыбаюсь и плачу.
Гамзатов Расул Текст песни: Завещание Когда в предутреннюю рань Наступит миг с землёй проститься, Пускай ни в дерево, ни в лань Душа моя не превратится:
В меня, живого, столько раз Стрелок прицеливался меткий, И знаю я, как в чёрный час И рубят, и ломают ветки...
Когда в предвечной тишине Глаза сомкну и вас покину, Не оставляйте места мне В печальном клине журавлином:
От Дагестана вдалеке Путей проделал я так много, Что в журавлином косяке Я больше не пущусь в дорогу.
Не улечу от быстрых рек, От света облаков узорных. Хочу остаться здесь навек У родников высокогорных.
И пусть огнём живым горят Мои желанья ночью хмурой, И жилы пусть мои звенят Живыми струнами пандура.
Гамзатов Расул Текст песни: Любовь Кто не жалел Махмуда всей душой? Он был в любви несчастен до предела, Страдал из-за любви своей большой, И сердце из-за женщины сгорело...
Нет, не люблю стихов я о любви, Когда о ней кричат, как о несчастье, Нет, не люблю я песен о любви, Когда, как о беде, поют о страсти.
Пусть сердце от любви сгорит – повсюду О ней твердить я, как о счастье, буду!
Любовь – на подвиг нас ведёт она, Любовь рождает силы в человеке, Любовь – с ней жизнь становится полна, – Лишь полноводные люблю я реки!
Любовь не знает гнёта вёрст и лет, Не знает про усталость на дорогах, Пред ней высот недостижимых нет, – Пускай, влюблённый, я всегда в тревогах,
Пускай далёко от меня твой смех... И до утра один сижу без сна я... Я всё равно сейчас счастливей тех, Что безмятежно спят, любви не зная.
Жалеть влюблённых? То не мой удел: Любви не знавших я всегда жалел.
Гамзатов Расул Текст песни: Маша В полдень вешнего денечка У соседки радость – дочка! Рад отец, – чего уж краше! – Выбрал дочке имя – Маша.
Девочка резвей касатки, У неё свои повадки: Чуть возьмёшь – за нос хватает, Прядь твоих волос хватает, Отвернёшься на минутку – Разобидишь не на шутку. У кого есть сын – спешите, Девушку не проглядите!
Любит Машу вся округа, Отнимают друг у друга, Тётка дарит ей телёнка, Дядя – белого козлёнка, Бабка дарит ожерелье, Как невесте к новоселью. Всем в ауле нашем знатном Имя русское приятно!
Но когда дитя уймётся И заснёт – отцу взгрустнётся: Вспомнит он у колыбели Дым войны, сестру в шинели, Ту, что жизнь спасала другу, Шла с бойцами в дождь и вьюгу, – Ведь её в той дальней дали Тоже Машей называли. Там её похоронили. И солдаты на могиле Думу думали, тоскуя: Нам бы доченьку такую!
Сон дочурки тих, спокоен, И в лице ребячьем воин Ищет, словно отголоска, Сходства с той далёкой тёзкой И тихонько шепчет: Маша!.. Вырастет резвунья наша Под отцовскою опёкой Славным, смелым человеком. Ей подарком с поля боя – Имя русское простое.
Гамзатов Расул Текст песни: Молитва Когда поднимешься к вершинам синим, Где достают рукою небосвод, Когда услышишь, как река в теснине Который век всё ту же песнь поёт, Когда увидишь: в небе кружит птица, А по изгибам гор ползут стада, Родной земле захочешь ты молиться, Хоть не молился в жизни никогда.
Когда за далью моря корабельной Увидишь ты, как солнца шар поблёк, И, будто в лампе десятилинейной, Прикрутит вечер блеклый фитилёк. Когда увидишь: солнце в море тонет И режет солнце пополам вода, Ты склонишься в молитвенном поклоне, Хоть ты и не молился никогда!
Увидишь ты, как пожилые люди Сидят, свои седины теребя, Как женщина ребёнка кормит грудью, – И в сотый раз всё потрясёт тебя, И всё, что на земле, что в небе синем, Захочешь ты постичь, и вот тогда Замолкнешь, и молитва горлом хлынет, Хоть ты молитв не слышал никогда!
Гамзатов Расул Текст песни: Море Не в праздный час (Он неизвестен мне) Стремлюсь к тебе И жду с тобою встречи. Люблю побыть с тобой наедине, Когда мне горе падает на плечи. Люблю, когда бескрайняя вода У ног моих седеет и вздыхает. На берег твой Я выхожу всегда, Когда для песен слов мне не хватает. Люблю твой грохот у подножья гор, И чайки крик, И маяки в тумане; В час бури твои рокочущий простор Всегда напоминает поле брани. Люблю смотреть, как волны предо мной То, как враги, Сойдутся в злобной пене, То вдруг, устав, Одна перед другой Как бы в бессилье Встанет на колени И белый парус выбросят вдали, Как будто флаг рука парламентёра. И вот из бухт выходят корабли И вдалеке скрываются от взора. Они уйдут, И берег, может быть, Им на солёном вспомнится просторе. Так я, уехав, не могу забыть Скалистый берег Вспененного моря.