IRON SAVIOR известны большинству поклонников пауэр-металла, как проект гитариста/вокалиста Кая Хансена (Kai Hansen, ex-HELLOWEEN), сформированный им в начале 1997 года в промежутке между записью альбомов его основного коллектива GAMMA RAY. Однако, начнем с группы GENTRY, в которой с 1975 года играли вместе школьные друзья Хансен и Пит Силк (Piet Sielck), уже тогда бывший мультиинструменталистом. Начиналось все, как у большинства школьных команд, с кавер-версий на хиты LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH и URIAH HEEP, но уже в 1977 году ребята сделали первую собственную демо-запись. В конце 1978 года GENTRY изменили название на SECOND HELL. К группе к тому моменту присоединились барабанщик Инго Швихтенберг (Ingo Schwichtenberg) и басист Маркус Гросскопф (Marcus Grosskopf), а Хансен и Силк активно занимались созданием материала для SECOND HELL. Одна из их песен называлась "Iron Savior". До переименования состава в HELLOWEEN и заключения длительного контракта с Noise Records оставалось не так много времени, но терпение Пита Силка подошло к концу, и он решил попробовать свои силы в других сферах.
IRON MAIDEN, вне всякого сомнения, один из самых значительных коллективов в истории тяжелого рока, имеющий не одну сотню последователей и миллионы поклонников во всем мире, и в немалой степени способствовавший росту популярности хэви-металла на протяжении более чем двух десятилетий. Сегодня влияние IRON MAIDEN прослеживается во всех направлениях тяжелой музыки, будь то дэт-, пауэр- или прогрессив-металл, а сами члены коллектива вовсе не собираются уходить с хэви-металлической сцены.
Оригинальный состав группы появился на свет весной 1966 в Сан-Диего. Его собрал двадцатилетний клавишник и певец Даг Ингл (Doug Ingle, p.9.09.46 в Омахе, Небраска), сын местного церковного органиста и хиппи в душе. Он получил хорошую музыкальную подготовку, однако, с шестнадцати лет начал играть на танцах со школьной группой, барабанщиком которой был Рон Буши (Ron Bushy, p.23.09.45 в Вашингтоне, Колумбия).
В апреле 1983 года ударник Майк Маттес (Mike Matthes) и басист Торстен Ломанн(Thorsten Lohmann) решили расстаться со своей группой METAL GODS, что бы создать нечто более быстрое и жёсткое. Для начала они пригласили гитариста Свена Стрювена (Sven Strueven), который привёл с собой ещё одного мастера шести струн Петера Виттке (Peter Wittke). Проблемной была позиция певца, которая некоторое время была вакантной. Помог случай, когда однажды на репетицию за брёл некто Дирк Шредер (Dirk
I.Q. появилась на свет весной 1981 в Саутхэмптоне, Англия, хотя, как это ни странно, она выросла из пепла панк-группы THE LENS, существовавшей с 1976 по 1980 и ориентированной на театрализованный готический рок в духе современных им BAUHAUS. В оригинальный состав I.Q. (1981) вошли Майк Холмс (Mike Holmes, ех-ТНЕ LENS), гитара, Мартин Орфорд (Martin Orford, ех-ТНЕ LENS), клавишные, Тим Эсау (Tim Esau, ex-ECLIPSE), бас, Марк Райдаут (Mark Rideout, ех-ТНЕ LENS), барабаны и певица и танцовщица Кэрмайн Браднелл (Carmine Brudenell, ех-ТНЕ LENS). Быстро поняв, что дома у них нет никаких перспектив, в январе 1982 они перебрались в Лондон, где начали выступать в клубах. Кэрмайн в июне 1982 ушла и вернулась домой, а в I.Q. появился певец (и бывший актёр) Питер Николз (Peter Nicholls, ex-DELPHIN). Месяцем позже с ними расстался и Марк, которого сменил барабанщик Пол Кук (Paul Cook) - не путать с тёзкой, игравшим на тех же инструментах в THE SEX PISTOLS! Райдаут и басист Лес Маршалл (Les Marshall, ех-ТНЕ LENS) создали JADIS.
Power-metal квинтет из Калифорнии, сформированный в 1983-м году гитаристами Майком Меллинджером (Mike Mellinger) и Роном Кроуфордом (Ron Crawford). Вскоре к этому гитарному дуэту присоединились басист Джоэл Стерн (Joel Stern) и барабанщик Крис Биннс (Chris Binns), а год спустя - вокалист Гарретт Гропнер (Garrett Graupner). Команда начала бурную деятельность на клубной сцене Сан-Франциско, исполняя музыку в духе IRON MAIDEN и выступая на разогреве у MEGADETH и ARMORED SAINT, а также периодически играя перед различными раскрученными глэм-бандами в Лос-Анджелесе. В 1987-м году INTRINSIC подписали контракт с небольшой американской независимой компанией No Wimps Records, которая вскоре выпустила их одноименный дебютный альбом. Естественно, релиз не сопровождался никакой поддержкой или рекламной активностью. Запись группа оплатила из своего кармана, и всего была отпрессована одна тысяча копий диска. Но поддержка неожиданно пришла с другой стороны Атлантики - из Англии. Британский журнал Kerrang!, получив по почте экземпляр альбома, дал на него потрясающую рецензию, поставил пять из пяти возможных баллов (в том же номере MEKONG DELTA получила только два балла за дебютный диск) и призвал ведущих металлических менеджеров обратить внимание на INTRINSIC. Подобное внимание отрицательно сказалось на коллективе - вокалист Гропнер получает отставку в связи с тем, что его голос, обладающий явно блюзовыми обертонами (а-ля WHITESNAKE) не совсем подходил под агрессивную музыкальную концепцию INTRINSIC. Как итог - альбом не был переиздан в Европе, а в Америке тираж был распродан на концертах INTRINSIC.
INTO ANOTHER из Нью-Йорка были сформированы в 1990 -м бывшим гитаристом YOUTH OF TODAY и UNDERDOG Ричи Биркенхэдом (Richie Birkenhead), бывшим вокалистом UNDERDOG Питером Мозесом (Peter Moses), басистом Тони Боно (Топу Вопо), успевшим поиграть в WHIPLASH, и бывшим ударником BOLD Дрю Томасом (Drew Thomas). Дебютный альбом "Into Another", спродюсированный в студии у Дона Фюри (Don Fury) владельцем и самой группой, вышел на лэйбле Revelation/We Bite в конце 1991-го. Вообще-то очень неожиданно, что хардкор и аггро-лэйбл предложил группе контракт сразу же после её основания. Это связано прежде всего с тем, что Ричи и Дрю знали Джордана из Revelation и Порселла (Porcell), который сегодня играет в SHELTER и помогал Джордану при подписании договора, ещё по их хардкоровым временам. Все музыканты группы имели бурное панковское, стрэйт-эдж и хардкор прошлое и кое-какой статус на этой сцене. Для многих они очень неожиданно решили заняться металлом. "Хард-кор и панк были великолепны, когда они были свежи, новы и возбуждали. Но со временем, как это случается со многими вещами, они стали рутиной. Нужно было опять что-то новое. К тому же мы всё больше и больше становились недовольными хардкоровой сценой, потому что она всё больше и больше превращалась в модное явление. Ко всему прочему взгляды многих людей застряли на одной точке. Это делало нас больными, мы больше не хотели играть в хардкоровых группах, а хотели иметь группу, представляющую свою музыку. Когда мы начинали в наших группах, всё было великолепно. Сегодня мы тоже так думаем, хотя бросили слушать ту музыку. Если бы наши старые группы WHIPLASH, UNDERDOG, BOLD, YOUTH OF TODAY продолжали бы в прежнем духе, это бы закончилось плохой шуткой. Мы сами считаем INTO ANOTHER ни металлом, ни чем-либо иным. Мы просто другие". Получился великолепный кроссовер, то что может выйти, если, например, скрестить JINGO DE LUNCH, MIND FUNK, MIND OVER FOUR и предложить им металлизировать своё звучание. INTO ANOTHER - группа из Нью-Йорка, а именно у таких групп фактор происхождения играет решающую роль как источник вдохновения. Часто они замыкаются на своих специфичных нью-йоркских делах. В случае с INTO ANOTHER этот фактор имеет минимальное влияние на тексты группы. "Музыканту должно быть безразлично, где он живёт, чтобы писать хорошую музыку. Мы вообще собираемся уехать из Нью-Йорка, мы ищем более чистое и менее враждебное место. Место, где нам не нужно было бы постоянно переживать друг за друга. На наш взгляд Нью-Йорк наполнен злобой и насилием. Наши тексты имеют очень большой спектр. Наша музыка очень мрачная и мечтательная, а тексты полны аналогий и иронии. В UNDERDOG я пытался писать тексты, которые публика могла бы подпевать. Сейчас нет какой-либо специальной формулы, а люди могут думать всё, что хотят. Тексты очень личные, иногда я даже боюсь показывать их другим членам группы. Но в них есть что-то целебное". После выпуска двух ЕР для американской независимой фирмы Revelation в конце 1994 был опубликован второй полноформатник "Ignaurus". Именно он принёс группе договор с небольшой, но входящий в состав мэджора фирмой Hollywood Records, которая в начале 1996 выпустила очередной альбом "Seamless". Фэны ранних INTO ANOTHER должны забыть всё, что они знали о группе, и полностью отдать себя во власть нового звучания или вообще позабыть об этой пластинке.
Хард-фанк-проект басиста SUICIDAL TENDENCIES Роба Трухилло (Rob Trujillo) и лидера вышеназванной группы Майка Муира (Mike Muir). Запись первого альбома "The Plague That Makes Your Booty Move... It's The Infectious Grooves" (октябрь 1991) проходила одновременно с работой над альбомом SUICIDAL TEN DENCIES "Lights, Camera, Revolution" под руководством бессменного продюсера основной группы Марка Додсона (Mark Dodson) и при участии гитариста Рокки Джорджа (Rocky George) и, ударника Стивена Перкинса (Stephen Perkins, ex-JANE'S ADDICTION, PORNO FOR PYROS).
Средневековая группа из бывшей ГДР была основана приблизительно в 1996 певцом Мишей Рейном (Mischa Rhein) no прозвищу "Последний единорог" (Das Lezte Einhorn) в Берлине. Как и у других известных средневековых групп из бывшей ГДР -The INCHTABOKATABLES, CORVUS CORAX - интерес к данному историческому периоду был заложен ещё в школе. Буквально со второго класса было обязательным исполнение народных, и среди них старинных, песен, посещение замков и монастырей, всячески поощрялось исполнение народной музыки. Йеллоу Пфайфер (Yellow Pfeifer) рассказывал: "Ещё в начальной школе я зверски интересовался средневековьем. На курсах в Карл Орффе я начал играть на прямой флейте, потом перешел на другие инструменты". В древности бродячие артисты выступали главным образом на городских рыночных площадях. "Наша сценическая акробатика также пришла с рыночных площадей, так как раньше, чтобы привлечь людей, недостаточно было просто играть музыку". Таким образом, каждый из музыкантов набирался игровой практики в основном на рынках и улицах (Миша вместе с некоторыми участниками CORVUS СОRAX работал уличным музыкантом) - других возможностей для выступлений в Восточной Германии у них не было. После падения Берлинской стены каждый из них стал играть в разных группах, так рок-секция группы играла в NOAH, FREYGANG и TAUSENDTONNEN OBST. Духовая половина в совершенстве научилась изготавливать самые разнообразные старинные музыкальные инструменты, в том числе и волынки, которые они сделали на собственный лад, из-за чего инструменты эти уникальны. Перевода названий других инструментов нам не удалось найти даже в специальных музыкальных энциклопедиях. Состав собрался к середине 1996, играли "на рынках, банкетах, в каких-то замках и крепостях. Ради шутки мы решили записать акустическую пластинку "In Extremo/Gold", и с тех пор продолжаем заниматься этим делом. Название IN EXTREMO мы взяли потому, что сами экстремальны, экстремально относимся к своему делу и хотим доставить людям экстремальное удовольствие".
Началом истории виртуозного американского гитариста Криса Импеллиттери (Chris Impellitteri) и его одноименной группы можно считать выход в 1987-м году первого ЕР, записанного в составе: Импеллиттери (гитары), Роб Рок (Rob Rock, вокал) и Лони Сильва (Lonnie Silva, ударные). Данная работа, сделанная за кратчайшие сроки и имевшая достаточно скромный бюджет, показала при этом великолепный потенциал творческого дуэта Импеллитерри-Рок, создавших нечто для того времени сногсшибательное. Альбом моментально получил позитивные рецензии в таких изданиях, как Guitar World и Circus, что само по себе сулило неплохие перспективы сему творческому альянсу.