Сколько себя помню я - с самой малости - в Африке - Японии поменялось все, лишь под крышей отчею, днем ли, ночью ли, вижу слева очередь, справа очередь.
Ту. что матерком жужжит, ту, что мается, и за горизонт бежит, и теряется в октябре простуженном. где рабочие в Смольном за оружием встали в очередь...
Очередь, очередь, в Магадане, в Сочи ли - просто нету мочи уж, мать-перемать! Очередь, очередь... Научи же, Отче мой, чтоб сынку и дочери в ней не стоять.
Что же за Содом такой, что за ад еще - очередь в роддом стоит и на кладбище. Раной незализанной, как наказана, очередь за визами и заказами.
Вечно озабочена, заморочена, к Мавзолею очередь, в ГУМе очередь. И совсем уж тошно мне зреть воочию очередь на то, чтобы записаться в очередь.
Просто уже мочи нет, но влезаю в очередь и кричу, как прочие: мать-перемать! Очередь, очередь... Научи же, Отче мой, чтоб сынку и дочери в ней не стоять.
На себя взгляните-ка, соплеменники: все мы нынче нытики, все мы пленники. Сыростью и плесенью пахнет очень уж государство, если в нем правит очередь.
Бешеная, верткая и клыкастая очередь за водкою и лекарствами, очередь за вербою и одеждою, очередь за верою и надеждою...
А в кремлевской вотчине, бывшей вотчине, к микрофону очередь - ну и дела! К микрофону очередь! Научи же, Отче мой, чтоб она единственной у нас была!
июль 1989
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Перспектива в стиле ретро Вадим Егоров
Утехи плоти надоели. Дурит погода. Мне тридцать пять. И до дуэли всего два года. Не юн, не резок, не бедов, сижу - итожу: сменился год, а Бенкендорф остался тот же. Плетет узилище паук для мошки юркой. Ему что кандидат наук, что камер-юнкер. А впрочем, так ли он и плох?.. Он, как и встаре, лишь рычажок в руках эпох и государей.
Пуржит и вьюжит. И вдали несутся бесы. Моей курносой Натали не до Дантеса. Она своей планиды плуг влачит послушно. Ни нянек у нее, ни слуг - семья да служба. Все меньше истинных побед перо мне дарит. Зато мы званы на обед у государя.
Там платьев шелест. Сабель звон. Там каждый - Цезарь. Там надо всем и в каждом он - мой царь и цензор. Его сметет посмертный рой судов суровых, а зря: он лишь играет роль - свою, цареву. Он мне сует открыл тщету, он лаской дарит, и я на неплохом счету у государя...
Жизнь истончившейся паутинкой скользит по датам. Взрослеют дети. До поединка рукой подать уж. Ах, женка, женка, - небось, обрыдла любовь поэта? На жженье света, на ржанье быдла - плевать на это. Что нам судилище людское: укол - не боле. А коли быть тебе Ланскою - так Божья воля...
январь 1983
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Чайка крыльями машет, море берег жует... Где-то девочка Маша на планете живет. Дни, как лошади в мыле, мчат и мчат в никуда. Между нами не мили, между нами - года.
Мой товарищ любезный, ты поверь мне, что нет безнадежнее бездны разделяющих лет. Можно выкопать Трою, слить тела и уста, но никто не построит над годами моста.
...Ветра выдохам вторя, в час закатный стою у Балтийского моря на краю, на краю, и кричат над салакой чайки, как воронье, и печаль, как собака, лижет сердце мое.
октябрь 1987
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Щурюсь от солнца, под солнце подставив лицо. Сосны колышутся, плещет у ног озерцо. В мареве сладком травы полевой полог палатки парит над травой, как живой, как живой.
Припев: Под ковер зеленый загляни-ка: земляника всюду, земляника и шмели, и шмели, и шмели. Что ж это за чудо, что же это? Это чудо - это просто лето у земли, у земли, у земли.
Каждое лето в недолгой юдоли земной вспышкою света светает и тает за мной. Сына и дочку в лесу и в саду каждое лето по лету веду и шепчу на ходу:
Припев.
Так и летят они, лето за летом вослед, длинная стая от нас улетающих лет. Скоро и это - увы, на века - взмоет стремительно под облака, а пока, а пока -
Припев.
июль 1987
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Это лето на Дону... Вадим Егоров
Это лето на Дону - палевое, полевое... В этом лете утону с головою, с головою. окунусь в его покой, где в орнаменте покоя лишь палатка над рекой да моторка под рукою.
Это лето на Дону, где в котле краснеют раки, где взлетает на волну белый бакен, красный бакен, где копченые лещи, где соминые усищи, где ищи меня свищи - все равно меня не сыщешь.
Это лето на Дону разменяв, как подаянье, я на тело натяну городское одеянье. нацеплю туда-сюда ордена и эполеты и забуду навсегда это лето, это лето, это лето на Дону...
июль 1988
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Песня о песнях Вадим Егоров
Ах, зачем поем мы песни и с улыбкой, и с тоской, И на Сретенке, на Пресне, и на Невском, и Сумской? В надзвездных окаемах за песнями скользя, Мы от того поем их, что их не петь нельзя.
Они в росе и глине, в загаре и смоле, Как яростные ливни, гарцуют по земле. Сквозь молнии и громы, как знамя, их неся, Поем их от того мы, что их не петь нельзя.
Ни малых и ни старых, когда звенят в тиши Сокрытые в гитарах созвучия души. Взлетают звуки эти, то нежа, то разя, И можно бы не петь их, но их не петь нельзя.
И мы дотоле юны, дотоле хороши, Пока созвучны струны гитары и души, Пока оружье в ножнах, пока чиста стезя, Пока бороться можно, пока не петь нельзя!
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
А может, хватит, может, хватит себя терзать по мелочам? Наш поезд катит, поезд катит, нас за собою волоча. Вагон уютен, словно кокон, в купе такая благодать, а мимо окон, мимо окон бегут столбы, летят года.
Наш поезд катит тихим ходом по шпалам радостей и бед, но с каждым годом, с каждым годом его стремительнее бег. Уже никто из нас не видит летящих станций кутерьму, но каждый выйдет, каждый выйдет, когда положено ему.
Год - как неделя, а неделя - как два часа в немом кино. Но я надеюсь, я надеюсь, что мне увидеть суждено на том, последнем полустанке, в закатный падая огонь: детей щебечущая стайка влетает в головной вагон...
сентябрь 1977
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Тополя... Воистину нетленны тополя. Ложатся белой пеной тополя на плечи подмосковных дач. Думаю: переиначить бы судьбу мою, а я позвякиваю суммою своих сомнительных удач.
Тополя... Неоголимы эти тополя. Белеют на планете тополя, как белый храм на Покрова. Целую потрачу жизнь, но, может, сделаю: пущу по белу свету белые неуловимые слова.
Тополя... Белы не только цветом тополя - во мне зимой и летом тополя белы на ощупь и на слух. Господи, как было жить на свете просто бы, когда бы были души взрослые белы, как тополиный пух!
Строгая судьба опять манит дорогою, но старость нас за локоть трогает - проклятая попутчица. Во поле гуляет пух лебяжий с тополя. Еще один мы день протопали, а дальше - как получится...
октябрь 1977
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Песенка клоуна Вадим Егоров
Клоун - кто он? Кто он - клоун? Рот растянут до ушей, и другой такой же клоун может гнать его взашей. В понедельник и в субботу - на арену выходи! Вот веселая работа! Не работа - смех один!
...У клоуна сегодня день иной, листвой укрытый, словно лисьим мехом. У клоуна сегодня выходной, и клоуну сегодня не до смеха. И он идет в осенний яркий лес, чья пестрота глаза слепит и режет, как будто лес в костюм фигляра влез и на земле стоит, как на манеже.
Клоун нас лишил покоя. Вне этических тенет клоун делает такое - просто мочи больше нет. Хохот множится, как эхо, и соседям на беду кто-то корчится от смеха в восемнадцатом ряду.
...Осенний день багровый дым клубил, а клоун шел и думал в этой глуби, что женщина, которую любил, его и не любила, и не любит, что горек вкус дешевого вина, что города меняются, как роли. Оглянешься на жизнь - а где она? Гостиницы, любовницы, гастроли...
Под прожектором коптится жизни круг, арены круг, и овации, как птицы, вылетают из-под рук. По осенней хляби хлипкой от старух до малышей все уйдут с его улыбкой, той улыбкой - до ушей!
...А клоун шел и прядь сдувал со лба, и думал, вспоминая эти лица, что все-таки возвышенна судьба - своей улыбкой с ближними делиться. Манеж Земли вращался тяжело, небесный купол лил заката алость... Дневное представление прошло, вечернее еще не начиналось.
март 1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Облака (памяти школьников выпуска 1941 года) Вадим Егоров
Dm Gm A7 Над землёй бушуют травы, Dm Gm D7 облака плывут, как павы. Gm C7 А одно, вон то, что справа,- F это я... А это я... В это я... Gm A7 И мне не надо славы.
Ничего уже не надо мне и тем, плывущим рядом. Нам бы жить - и вся награда. Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить - а мы плывем по небу.
Эта боль не убывает. Где же ты, вода живая? Ах, зачем война бывает, ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем, зачем нас убивают?..
А дымок над отчей крышей всё бледней, бледней и выше. Мама, мама, ты услышишь голос мой, голос мой, голос мой - всё дальше он и тише...
Мимо слез, улыбок мимо облака плывут над миром. Войско их не поредело, - облака, облака, облака... И нету им предела!
18 июня 1976
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Романс - 6 (автопортрет женщины с яблоками) Вадим Егоров
Черно-белое таинство автопортрета... Черно-белая прядь омывает висок. Эта женщина из черно-белого света. Ее взгляд недвижим. Ее образ высок.
Белый ватман. Багет. Отблеск высохшей туши. Застекленно и намертво сжаты уста. Им раскрыться еще, им рвануться наружу из бездонных и плоских объемов листа.
Закружат надо мной черно-белые птицы, и, ломая багета сухой окаем, черно-белое яблоко на пол скатится и откроется мне в многоцветье своем.
Где ты, ветер-отец? Мама-яблоня, где вы? Где ты, яблоко то потерявший возок? Оно катится к нам от Адама и Евы. Подобрать бы его! Надкусить бы разок!
Но сокрыто от глаз потаенное семя, и царит на столе новогодняя снедь, и пребудет со мной, как всегда и со всеми, черно-белая жизнь. Черно-белая смерть.
февраль 1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мне снится женщина одна. Она умней меня и старше. Мне так отчетливо видна тоска в очах ее запавших, и губ запекшихся края, и шрам у левого запястья...
Поменьше б снов таких! Но я со снами совладать не властен. Мне снится женщина одна. Какие б ни шептал слова я, но вновь и вновь она со дна зрачков моих ко мне всплывает.
И молча за руку берет, и в непонятном хороводе меня та женщина уводит сквозь стены, в утро и - вперед. Она лишь снится мне. Уволь от подозрения и брани...
Но всякий раз нещадно ранит меня немыслимая боль, когда будильник дребезжит, когда распахнуты ресницы, когда уже никто не снится, и рядом женщина лежит другая...
1965 - 1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Вечер с другом Вадим Егоров
А вечер был - как травяной настой... Друг сел и руки положил на стол. И понял я, что другу туго, но я его по праву друга не мучил и не поучал - молчал.
Молчал, глазами по лицу скользя, о чем - словами рассказать нельзя: про те несбывшиеся дали, которых только и видали когда-то в детстве по весне во сне.
Была закуска на столе слаба, но хмель морщины разгонял со лба, и мы уже не замечали свои недавние печали. Мир будто заново возник без них.
И в мире заново возникшем том, где хлеб бесплатен и не заперт дом, мир был на честности помешан, и было подлости поменьше, и было все, как быть давно должно.
Мой давний друг, мой неизменный друг, еще один мы завершаем круг. Как мимолетны круги эти, в которых дышат наши дети, и нас уже зовут на вы - увы!
За кругом круг. И надо по пути, что нам отмерено пройти - пройти, и, на чужие глядя лица, от своего не отступиться. Такая малость - а поди пройди.
А жены наши нам грехи простят, да нам и нужен-то всего пустяк: чтоб годы медленней сменялись, чтоб наши женщины смеялись, и оставались их черты чисты.
И, жизнь разменивая как пятак, да будет так, прошу, да будет так: чтоб годы медленней сменялись, чтоб наши женщины смеялись, и оставались их черты чисты.
май 1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Прощание с Нидой Вадим Егоров
Нида, малая точка на Куршской косе, где - ах, кабы я мог! - навсегда бы осел и ходил бы ночами на дюны, пил бы горькую водку в кромешной тоске и заезжих бы женщин любил на песке, пока юный еще, пока юный...
Пока юный еще, все победы - не те. В мельтешении дел, в городской маете не обретши ни душу, ни тело, жил и был бы на Ниде, как вольный казак. Ничего бы не делал. Точнее сказать - ах, чего бы я только не делал!
Есть блаженное дело: закутаться в плащ и отправиться ночью на вымерший пляж, неухоженный и охладелый. И, как брошенный пес в опустевшем дому, побродить по песку одному, одному, - это тоже блаженное дело.
...Мне бы сдунула Нида морщины со лба, как сухую листву. Но паскуда-судьба мне мои не отпустит печали. Все персты у судьбы указательные - повинуясь перстам, встану затемно я и мотор заведу, и отчалю.
Будет утро бодрить, как сухое вино, будет, словно в романсе, туманно оно. Будет сердце сжиматься от горя. Я промчусь по косе, как лихой катерок, и затылок погладит сырой ветерок, долетевший с Балтийского моря.
август 1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Сказочная песня Вадим Егоров
Белые дороги, белые дома - зима. В ЦПКиО стоят из снега терема, для детей они слетели с неба. Мы-то с вами знаем, что они из снега, мы-то с вами не сошли с ума...
А у сказки краски, как на витраже Леже, только не для нас - ведь мы на вираже уже. Наши сказки серые от пыли, потому что мы когда-то юны были, а теперь не юные уже.
Сын примял подушку щекой. В его сон, невозмутимый такой, кувырком влетают Маленький Мук, Баба-Яга и Змей-Горыныч, а потом Синдбад, а потом Маркиз Карабас с Котом, а потом Ходжа Насреддин с ослом, а потом... Право же, всех не перечислить!
И, когда заката тлеет в небесах ожог, около стола садимся мы в кружок, дружок, смахиваем пыль и паутину, расстилаем скатерть-самобранку, и на ней уже вино и пирожок.
И луны прожектор, ярко в небесах горя, освещает белый полушалок января, и уже в квартирке нашей тесной пахнет мандаринами и сдобным тестом - пахнет детством, проще говоря.
Луч рассветный брызнет сюда, и в него, как в дверь, уйдут без следа Буратино, Гулливер, а за ним Маленький Принц и Мэри Поппинс, а потом Синдбад, а потом Маркиз Карабас с Котом, а потом Ходжа Насреддин с ослом, а потом... Право же, всех не перечислить!
Ах, когда мы были лопоухие щены, все мы, как в купели, в сказке были крещены. Та купель далека ли, близка ли - как мы в той купели пели и плескались и не знали этому цены!
Книжки пожелтели, сказки позабылись, но в сказку никогда не поздно распахнуть окно, только вы аршином мир не мерьте, только вы поверьте, только вы поверьте в то, во что не верите давно - в то, что сказка рядом лежит, еще в то, что нам без сказки не жить.
И тогда однажды вечером к вам Карлсон слетит на подоконник, а за ним Синдбад, а потом Маркиз Карабас в обнимку с Котом, Ходжа Насреддин с ослом, а потом... Право же, всех не перечислить!
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Поздравляю. Остальное - как во сне. Поздравляю, сатанея от тоски. Скоро снег. Ты понимаешь, скоро снег - на дороги, на тревоги, на виски...
Поздравляю. Звонко чокаюсь. Шучу. Растравляю припорошенную боль. Поздравляю - и как долгую свечу твое имя зажигаю над собой.
Припев: На столах твоих рассыпчатая снедь, и скатерку больше нечем заставлять. Скоро снег. Ты понимаешь, скоро снег, на котором нам следов не оставлять...
Поздравляю. Нескончаемая гроздь поздравлений. Даже слишком для двоих. Поздравляю. Я ведь тоже вроде гость не в ночах твоих - так в помыслах твоих.
Поздравляю - и не требую вестей. Поздравляю - и смотрю на облака... Ты присела, ты устала от гостей, - гости скоро разойдутся. А пока...
Припев.
ноябрь 1972
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
В этой были, в этой небыли, Эммануэль, сказочник ни при чем. То ли были, то ли не были, Эммануэль, там за моим плечом твои шаги издалека, возле щеки твоя щека, слов чехарда, дней карусель, Эммануэль, Эммануэль...
Ангелов, летящих по небу, Эммануэль, прекрасно пение. Ослепят еще кого-нибудь, Эммануэль, прикосновением твои шаги издалека, возле щеки твоя щека, слов чехарда, дней карусель, Эммануэль, Эммануэль...
Смоет все дождями синими, Эммануэль, только, пока живу, будут мне ночами зимними, Эммануэль, грезиться наяву твои шаги издалека, возле щеки твоя щека, слов чехарда, дней карусель, Эммануэль, Эммануэль...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Монолог сына, или детская воздухоплавательная Вадим Егоров
Нам с сестренкой каюк: наша мама на юг улетела недавно. Это ж каждый поймет: жизнь без мамы - не мед, а с отцом - и подавно! В доме трам-тарарам, папа нас по утрам кормит жженою кашей. Он в делах, как в дыму, и ему потому не до шалостей наших.
А пошалить хочется очень, мы ведь не так много и хочем, - каждый отец и даже отчим это поймет.
Вот вчера, например, я такое имел! Полетать захотелось, и - была не была - два бумажных крыла мы приделали к телу. И пошли на балкон - пусть на нас из окон поглядят домочадцы, как с балкона мы - ах! - сиганем на крылах, чтоб по воздуху мчаться!
Плыли б внизу реки, поля бы, у всех бы пап падали шляпы - вот красота! Только бы папа не увидал.
Я уже улетал, но отец увидал - представляете, жалость! Он расширил глаза и схватил меня за то, что ближе лежало. Папы страшен оскал, я от папы скакал, как лошадка в галопе, и, как будто коня, папа шлепал меня по гарцующей попе.
У всех отцов богатый опыт по мастерству шлепанья попы. Вот подрасту и буду шлепать папу я сам!
Мы отца не виним, мы помиримся с ним и забудем о ссорах. Есть такой порошок, с ним взлетать хорошо, называется - порох. Мне б достать порошка, пол посыпать слегка, кинуть спичечку на пол... Как взлететь я хотел! Что ж, коль сам не взлетел... так взлечу вместе с папой!
Плыли б внизу реки, поля бы, у всех бы пап падали шляпы - вот красота! Только бы папа не увидал.
1979
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Верь, если счастье ушло и захлопнулась дверь, Верь в голубую страну на лазурной гряде, Где ни бессониц, ни бед, ни вралей, ни зануд, Где что ни женщина - ту только Верой зовут, Где плещут рыбы в воде, Где настежь каждая дверь, Верь, только верь, нет, не верь.
Нет, нет не верь никогда в этот радужный бред, нет, Верь, даже если беда скалит зубы как зверь, Верь в плечи друга, они - и оплот, и стена. Верь в губы женщины той, что на свете одна. Верь в неба вечную синь, Верь в то, что вырастет сын. Верь, только верь, только верь.
Сколько б ни было слез, и разлук, и потерь, Верь, ты - голубой фитилек посреди темноты, Ты верь, и пока тот огонь не угас, не остыл, | Верь в легкость сложных задач, в силу истин простых, | Тех, что летят за тобой, | Их называет любой - | Вера, надежда, любовь. |
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Егоров Вадим Текст песни: Пушкин в Михайловском Вадим Егоров
Выстрелами вспорото, утро свежим порохом горчило по ветру. Ест тоска-охальница Пушкина в Михайловском, вот он и балует поутру...
Идет восемьсот двадцать пятый год. Няня Родионовна, где она? Да вот она, хлопочет у стола. Свет мой, няня-нянюшка, ах, как быстро вянешь ты, как же ты за этот год сдала. Ну что ж, спорь не спорь - как решит Господь!
Прописал мне ижицу государь, но движется четвертая глава. В эти дни метельные повидать бы Дельвига, услыхать бы дельные слова.
Чу, сдалось - скрип колес! Нет, почудилось... И всю ночь в окошечке пляшет свечка-крошечка. Мигнет, замрет - и вот над кленами, осинами, фраками, лосинами перышко гусиное плывет, плывет, кружится...
Утро. Воска лужица...
1979
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.