Широглазов Андрей Текст песни: ФИГЕРАС (После Гренады) Слова и музыка: Андрей Широглазов
Посвящается Е. Дерлятко
...А потом я уехал в Фигерас на разбитом зеленом Рено, потому что уехать в Фигерас я задумал давным-давно, ибо все мои глупые шашни с разбитной половиной Земли – только путь в Галатееву башню сумасшедшего дома Дали.
Слишком долго водил меня Эрос по кривым барселонским путям. А потом я уехал в Фигерас – поклониться кистям и костям. Там квартира сдается, как милость, с незатейливым видом во двор. Там республика кровью умылась, там скончался старик Сальвадор.
Мне, наверно, не стать фигеристом (ну, какой из меня фигерист!): третий месяц считает туристом меня каждый испанский таксист. Не поймет добродушная серость, что я – русский в чужой стороне. Я затем и приехал в Фигерас, чтобы пасть на Испанской войне.
Я ведь с детства – припадочный малый и Гренаду твердил наизусть... Намекала мне мама устало, что достала испанская грусть, что геройство полезно, но в меру, что в Испании мирно сейчас... ...А потом я уехал в Фигерас от навязчивых маминых фраз...
Был маршрут мой извилисто-долог, каменист и борделисто-хмур. Но волОк я себя через вОлок городов, языков и культур. И вела меня глупая вера, что на выпуклом шаре Земли Все дороги приводят в Фигерас – к сумасшедшему дому Дали.
...Кухня, комната, ванна, веранда. Вот и кончен мой длинный маршрут. И до замка святого Фернанда по прямой – 18 минут. Я пришел. Мне нисколько не страшно умереть за чужую страну... Но молчат бастионы, и пашни позабыли давно про войну.
...Лишь Дали с Галатеевой башни сиротливо глядит на луну...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ЧИТАЮ НОЧЬ (письмо из деревни) Слова и музыка: Андрей Широглазов
Д. Демину
Лохта. На небе висят бахромой Тучи. И звездные святцы Трудно читать. На страницах лесных – Крупные кляксы болот... До Белого озера по прямой Всего километров пятнадцать, Но в этих краях не бывает прямых: Здесь нужно все время в обход...
Вправо пойдешь – потеряешь коня, Влево – не потеряешь, Но забредешь в такой бурелом, Что будешь и сам не рад. Редкие звезды глядят на меня Целую ночь. И, знаешь, Кажется, будто пропитан злом Этот вселенский взгляд.
Вписан зигзаг неяркой луны В темный озерный эллипс – Точно как я в деревенский уклад Вписан своей женой... Здесь иногда забредают в сны Мокошь, Перун и Велес, А наяву до сих пор чудят Леший и водяной...
Здесь ковыляют собакой хромой Бывшие святотатцы: Тело блохастое лупит под дых Голод скверных широт... Лохта. На небе висят бахромой Тучи. И звездные святцы Трудно читать. На страницах лесных – Крупные кляксы болот...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ТРАКТИРЩИК Слова и музыка: Андрей Широглазов
(из цикла Неизвестный Окуджава)
На краю земли трактирщик открывает свой трактир и кого-то ждет трактирщик среди чащи. - Для кого поешь, трактирщик, песню старую, как мир? - Для не спящих, добрый путник, для не спящих...
На краю земли трактирщик зажигает свой камин и с тоской глядит на света изобилье. - Ты чего грустишь, трактирщик, вроде нет на то причин? - От бессилья, добрый путник, от бессилья...
На краю земли трактирщик сам с собою говорит, у него для споров много разных мнений. - Ты чего седой, трактирщик, и такой худой на вид? - От сомнений, добрый путник, от сомнений...
На краю земли трактирщик на потрепанном листе курит трубку и беседует со мною. - Кто, скажи, трактирщик, держит эту Землю в пустоте? - Мы с тобою, добрый путник, мы с тобою...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: А-ЛЯ БАРД Андрей Широглазов
Мы с ним встретились однажды на каком-то фестивале, где он пел чужие песни, выдавая за свои. Он тогда был очень в моде, а меня не признавали, я был грузчиком на верфи, он - профессором в МЭИ.
Он был в этой сложной жизни не творитель, а вторитель, не привык он брать преграды, не привык сжигать мосты. У него была бородка а-ля автор исполнитель, у него была походка а-ля бард из Воркуты.
Как он пел! Ему внимали каэспэшные девицы из породы безмужичных, некрасивых и худых. А когда мне дали слово, я с тоской читал на лицах, что я черт-те-что, во-первых, и невзрачный, во-вторых.
У него была гитара - заграничная гитара, на которой он варганил среднерусский перебор. У меня ж была гитара - как задвижка от амбара. И сказали мне: Позвольте! Вы же, батенька, - тапер.
И не то, чтобы обидно. На кого тут обижаться? По одежке нас встречают, провожают - по уму. Ну, еще посмотрим, кем он будет лет через пятнадцать, и кем буду я. Конечно, если только не помру...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: БОРЯ ХРАПОВ Слова и музыка: Андрей Широглазов
Я на берег сойду по трапу. После моря там хорошо. А навстречу мне Боря Храпов - Каэспэшный мой корешок. Он гитару подмышкой держит, и улыбочка - до ушей. Боря щурит глаза, и нежность разливается по душе.
Волны лижут скалистый берег. Разрешите представить вам - Боря Храпов. Он свято верит моим песенкам и словам. Я ему посвящаю строчки. И пою о нем, не спеша. Он ведь тоже бард-одиночка, и гитара - его душа.
Я на берег сойду по трапу. После моря там хорошо. А навстречу мне - Боря Храпов - каэспэшный мой корешок. Мы в холодной воде Байкала принимает целебный душ. Нету крепче на свете фала, чем сплетение наших душ.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ДИМА ШВАЛЮК Слова и музыка: Андрей Широглазов
А мир пока еще не рухнул, и век не кончился пока. А я опять сижу на кухне в гостях у Димы Швалюка. Гремят за окнами составы извечным русским западлом. И тихий голос Окуджавы плывет над кухонным столом.
Как хорошо и безыскусно чадит моршанский Беломор. И вьется около искусства наш полуночный разговор. От Амаду к античной драме, от Бодуэна к Лао Шэ. И пусть согласья нет меж нами, зато спокойно на душе.
А где-то мир иных созвездий, иных идей, иных начал, мир, где поют иные песни иные люди по ночам. А нам-то что, а нам - до фени вся эта их белиберда. Пусть их Барыкина ступени ведут дорогой в никуда...
Наш мир пока еще не рухнул, наш век не кончился пока. И я опять сижу на кухне в гостях у Димы Швалюка. Гремят товарные составы извечным русским западлом. И тихий голос Окуджавы плывет над кухонным столом.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: БРУДЕРШАФТ Слова и музыка: Андрей Широглазов
Давай на брудершафт, пока не кончилось вино, пока не примелькались наши рожи в этом баре, пока твои друзья играют в карты на гитаре, давай на брудершафт, пока не стало все равно...
Ну что тебе еще, мой четверговый рулевой? Ведь я же допустил тебя, нетрезвого, к штурвалу... И под созвездьем Музы наша жизнь течет помалу. И мы по ней плывем, чужой влекомые землей...
Давай на брудершафт, пока отчетливы огни, пока горит вдали маяк Надежды и Разлуки, пока твои друзья картинно вскидывают руки в надежде отыграть свои проигранные дни.
Давай на брудершафт, давай поверим в этот бред, что где-то есть земля, где мы застынем на приколе, где страхи отомрут, и поутихнут наши боли, где грязною волной не бьется жизнь о парапет...
Давай на брудершафт...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ДРУГ СТЕПАНОВ Слова и музыка: Андрей Широглазов
Я приеду в этот город, когда он поднимет ворот, потому что дует ветер, потому что дождь идет. В этом городе туманов у меня есть друг Степанов, он не спит сегодня ночью, он меня, наверно, ждет.
Ах, дожди в начале лета - без конца и без просвета, и привычный голос тещи, надоевшей, как репей. Он сидит сейчас без света, и затертая кассета моим голосом вещает про летающих людей.
Поезд двинул от перрона. Я гляжу в окно вагона на вечернюю столицу, на мельканье потных рыл. Лампы тушит проводница, спит вагон, а мне не спится. Ты прости меня, столица, я тебя уже забыл.
Я вернусь, хотя, наверно, будет мне ужасно скверно. Я забыл, что мир прекрасен, я согнулся от забот. Но в этом городе туманов у меня есть друг Степанов. Он не спит сегодня ночью, он меня, конечно, ждет...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД Слова и музыка: Андрей Широглазов
Посвящается В. Анохину
Век за веком все сначала. И волнуется народ. Отплывает от причала философский пароход. Новоявленный Флоренский машет с палубы рукой И акцент имеет венский современный Трубецкой.
Мы беспечны, как макаки. Не дойти бы до сумы... Что нам разные писаки! Что нам праздные умы! Что нам слава, что нам Клава-медсестра и целый свет! Философская отрава не испортит нам обед! Помер умник, что был справа, тот, что слева – еще нет...
Век за веком, год за годом без вины и без войны Перед всем честным народом прет философ из страны. Кто в Израиль – к крышке гроба, кто в Европу – за Петром. Прощевайте, долбоебы! Размышляйте за бугром!
У матросов нет вопросов. Мы – матросы, нам плевать, Что какой-то там философ призадумался опять. Что ты пыжишься, паскуда и мутишь честной народ? Кто не с нами, тот – Иуда... как его... Искариот. Так что спрыскивай отсюда, пока партия дает!
Год за годом, век за веком продолжается исход. Власть – жлобам, а имярекам – философский пароход. Нам не надобен Флоренский, нам Бердяева не жаль – Лишь бы Химик воскресенский не осилил Северсталь!
Кто судья? Судью – на мыло! Адвокатов – в порошок! Если все вокруг дебилы – это очень хорошо! У матросов нет вопросов, лишь бы ленточки – вразлет... Ну, куда тебя, философ: за бугор или в расход? Русский Ванька без вопросов без проклятых проживет!
Отплывает от причала философский пароход...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Широглазов Андрей Текст песни: ВЕСНА. ОДИНОЧЕСТВО Андрей Широглазов
Весна. Одиночество. Вечер. Квартира. Надежная плоскость закрытых дверей. И черный квадрат заоконного мира прошит вереницей ночных фонарей. А жизнь с каждым днем все скучней и поскудней, и ясен расклад наступившей весны: иркутские сны, вологодские будни, и вновь до рассвета иркутские сны...
Пустой холодильник нелепой громадой привычно маячит на фоне стены. И неугасимой вселенской лампадой на небе висит полукружье луны. Ни скрипа дверей, ни соседского стука... И как-то смешалось все в этой глуши: иркутская грусть, вологодская скука, пассивность ума и томленье души...
Весенняя ночь - антипод постоянства - рождает в душе непокой и печаль. Из маленькой кухни осколок пространства коварно зовет в заоконную даль. А время - усталая, старая сводня. И перед глазами стоит череда иркутских вчера, вологодских сегодня и глупых парижских моих никогда.
Весна. Одиночество. Вечер. Квартира. Надежная плоскость закрытых дверей. И черный квадрат заоконного мира прошит вереницей ночных фонарей. Тоскливые полночи, злые полудни, бездарная жизнь, ощущенье вины... Иркутские сны, вологодские будни, и вновь до рассвета - иркутские сны...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.