Мирзаян Александр Текст песни: Мексиканское танго стихи И. Бродского
Мексика. 1867 г. Революция
В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то, что станет танго. Тень возвращается подобьем бумеранга, температура, как под мышкой, тридцать шесть.
Мелькает белая жилетная подкладка. Мулатка тает от любви, как шоколадка, в мужском объятии посапывая сладко. Где надо - гладко, где надо - шерсть.
А в тишине под сенью девственного леса Хуарец, действуя как двигатель прогресса, забывшим начисто, как выглядят два песо, пеонам новые винтовки выдает.
Затворы клацают; в расчерченной на клетки Хуарец ведомости делает отметки. И попугай весьма тропической расцветки сидит на ветке и вот так поет:
Презренье к ближнему у нюхающих розы пускай не лучше, но честней гражданской позы. И то и это вызывает кровь и слезы. Тем более в тропиках у нас, где смерть, увы,
распространяется, как мухами - зараза, иль как в кафе удачно брошенная фраза, и где у черепа в кустах всегда три глаза, и в каждом - пышный пучок травы.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Совковая ностальгическая песенка Александр Мирзаян
Когда над Родиной светила Звезда высокая Кремля,- Какая в нас бродила сила, Какая плавилась броня!.. Горели звезды на майдане, Гулял на праздники народ - И Петя шпарил на баяне И пел про танковый завод.
Трудились мы не за медали И не за них ходили в бой: На нас смотрел товарищ Сталин И улыбался, как живой. Пробили пули наше знамя, Но встал под знаменем народ - И Петя шпарил на баяне И пел про танковый завод.
Играют лентами матросы, Давно окончилась война... Какие выросли березы! Как широка была страна! Светили звездочки в тумане, Ракеты двигались вперед - И Петя шпарил на баяне И пел про танковый завод.
Но злые ветры засвистали И сбили с верного пути. Ты нас прости, товарищ Сталин, Мы не смогли тебя спасти! И долго плавал на стакане, Не видя берега, народ - Но Петя шпарил на баяне И пел про танковый завод.
Опять в стране моей разруха, Опять над Родиною дым И налетела бляха-муха И разнесла кого куды. Чужие звезды светят в жизни Былым ударникам труда - Но даже здесь - своей Отчизны Мы не забудем никогда! Садится солнце за Майами, Но помнит Родину народ - И Петя, шпаря на баяне, Поет, как танковый завод.
Но верим: Родина воспрянет И всех обратно соберет, Чтоб Петя шпарил на баяне И пел несдавшийся завод!
1991
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Одиссея Александр Мирзаян
(неканонический вариант)
Догорая дотла, как ахейская шапка на воре, Тает в небе луна, и на берег бросается море, Где сидит человек, отирая соленую влагу: Он когда-то спешил, он вернуться мечтал на Итаку.
Но куда торопиться теперь, если те, кто и помнил, забыли? Двадцать лет - это срок, что длиннее и глубже могилы, Для чего возвращаться туда, где у всех помутится от страха?.. Невозможно вернуться в свой дом, не однажды оплаканной тенью из мрака.
Потому-то никак Одиссей и не может покинуть застолья И своей упивается горькой, своей неотступною болью. Вот три тысячи лет собираемся мы на пиру Алкиноя, И опять, и опять на устах у певца рассыпается Троя...
Все окончилось так, как о том насквозила Сивилла, И сбылось, что обещано было Гекубе, ему и Ахиллу. Почему так случилось и кому эту тайну откроют? - Ведь никто, ведь никто не хотел тогда плыть в эту Трою.
Ну подумай, кому столько лет было нужно бросаться на стены, - Неужели им дел не хватало без этой ничейной Елены? Для чего ж родилась эта глупая злая затея - Разве только, чтоб будущим римлянам род получить от Энея?..
Да, конечно, в преданьях - одно, а на деле бывает иначе, И кончаются битвы и встречи не пиром, а плачем, И хоть медом с вином заливают нам уши сирены, Но у всех на губах остается лишь привкус железа и пены.
Так по свету идем, под плащом согревая тревогу, Только нам не звезда, а смола освещает дорогу, И по суше, по морю снуют деревянные волки, И торчат из воды наших странствий немые осколки...
Вот сидит Одиссей, свое место заняв у огня, Вспоминает, как пахло в паху деревянном коня, Как трещали троянские шлемы от каждого взмаха И как страшно кричала и билась в покоях своих Андромаха.
А потом он на берег идет и скитаньем и вымыслом полный, И торопит ночами и гонит огромные волны, И по лунной дороге навстречу эгейскому мраку Опускает лицо и плывет на Итаку.
И хотя, и хотя на мизинец ему не оставлено веры, Он глядит тяжело, как за мысом вдали исчезают триеры. Для чего он старался, бессмертных противился воле?.. И глаза его тускло мерцают в ночи и сливаются с морем.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Дорога Александр Мирзаян
Посвящается Махавишне
Дорога... Дорога, такая, что в даль убегая такую, что это уже никакая не даль, а дорога одна... По которой никто... По которой никто никуда... По которой нигде... Только шорох шагов... Только слово одно... Только голос ничей... Только взгляд... Только голос ничей... Только взгляд...
А назад поглядишь - там уходит дорога вперед. Ну, конечно, вперед. И куда ни взгляни, и куда ни ступи, Только шорох шагов... Только слово одно... Только голос ничей... Только шаг... Только голос ничей... Только шаг...
1980
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Два всадника стихи И. Бродского
Под вечер он видит, застывши в дверях: два всадника скачут в окрестных полях, как будто по кругу, сквозь рощу и гать, и долго не могут друг друга догнать. Два всадника скачут в вечерней грязи, не только от дома, от сердца вблизи, друг друга они окликают, зовут, небесные рати за рощу плывут.
Вечерние призраки! - где их следы, не видеть двойного им всплеска воды, их вновь возвращает к себе тишина, я знаю из окликов их имена. По сельской дороге в холодной пыли, под черными соснами, в комьях земли, два всадника скачут над бледной рекой, два всадника скачут: тоска и покой.
Пустая дорога под соснами спит, смолкает за стеклами топот копыт, я знаю обоих, я знаю давно, так сердце стучит, как им мчаться дано. Так сердце стучит: за ударом удар, с полей наплывает холодный угар, и волны сверкают в прибрежных кустах, и громко играет любимый состав.
Два всадника мчатся в полночную мглу, один за другим, пригибаясь к седлу, по рощам и рекам, по черным лесам, туда, где удастся им взмыть к небесам.
Июльскою ночью в поселке темно. Летит мошкара в золотое окно. Горячий приемник звенит на полу, и Диззи Гиллеспи подходит к столу.
От черной печали до твердой судьбы, от шума вначале до ясной трубы, от лирики друга до счастья врага на свете прекрасном четыре шага.
Я жизни своей не люблю, не боюсь, я с веком своим ни за что не борюсь. Пускай что угодно вокруг говорят, меня беспокоят, его веселят.
У каждой околицы этой страны. на каждой ступеньке, у каждой стены, в недальнее время, брюнет иль блондин, появится дух мой, в двух лицах един.
И просто за смертью, на первых порах, хотя бы вот так, как развеянный прах, потомка застав над бумагой с утра, хоть пылью коснусь дорогого пера.
Два всадника скачут в пространстве ночном кустарник распался в тумане речном, то дальше, то ближе, за юной тоской несется во мраке прекрасный покой.
Два всадника скачут, их тени парят. Над сельской дорогой все звезды горят. Копыта стучат по заснувшей земле. Мужчина и женщина едут во мгле.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Волхвы стихи И. Бродского
Волхвы забудут адрес твой. Не будет звезд над головой. И только ветра сиплый вой расслышишь ты, как встарь. Ты сбросишь тень с усталых плеч, задув свечу пред тем, как лечь. Поскольку больше дней, чем свеч, сулит нам календарь.
Что это? Грусть? Возможно, грусть. Напев, знакомый наизусть, Он повторяется. И пусть. Пусть повторится впредь. Пусть он звучит и в смертный час, как благодарность уст и глаз тому, что заставляет нас порою вдаль смотреть.
И молча глядя в потолок, поскольку явно пуст чулок, поймешь, что скупость - лишь залог того, что слишком стар. Что поздно верить чудесам. И, взгляд подняв свой к небесам, ты вдруг почувствуешь, что сам - чистосердечный дар.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Смерть Бояна (песня Патока) Стихи В. Сосноры
В песчаном Чернигове рынок - что сточная яма. В канавах и рытвинах, лоб расколоть нипочем. На рынке под вечер в сочельник казнили Бояна. Бояна казнили, назначив меня палачом. Сбегались на рынок скуластые тощие пряхи, сопливых потомков таща на костистых плечах. Они воздевали сонливые очи на плаху, И, плача в платочки, костили меня, палача... А люди? А люди... А люди! болтали о рае. Что рай - не Бояну, Бояну - отъявленный ад. Глазели на плаху, колючие семечки жрали, гадали: туда иль сюда упадет голова... Потом разбредались, мурлыча бояновы строки. Я выкрал у стражи бояновы гусли и перстень. И к черту Чернигов! Лишь только забрезжила рань. Замолкните, пьянь! На Руси обезглавлена песня! Отныне вовеки угомонился Боян. Родятся гусляры, бренчащие песни-услады, но время задиристых песен неужто зашло? В ночь казни смутилось шестнадцать полков Ярослава. Они посмущались, но смуты не произошло...
1977
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Песенка без эпиграфов и посвящений Александр Мирзаян
Мы видим: старая картина - Царевый двор и в нем три сына. Два - смотрят в девкины грудя, Дурак - куды глаза глядят.
Куда ни глянет - сыть да пиво, В ушах шумит родное диво, И сквозь него один петух Просунул голову и вслух Слова заветные поет - Другого слушать не дает.
Дурак решил уйти из дому. Глядит вокруг, как будто в омут: Не видно в омуте ни зги, В глазах расходятся круги.
А в круге первом - круге первом Сидит баран на волке сером, А во втором летит перо, В других не видно ничего. Да где ж увидеть те края, Откуда к нам круги своя...
Что значит можно, что нельзя? Бояре ближе, аль друзья, Что носом тянутся к столу, Несут мочало на колу?..
Скажи, мочало, - наш отец, - Сейчас начало аль конец? И чей прибьют к воротам щит? - Мочало мудрое молчит.
Дурак вращает мир ногами, Перед собою видит камень. Дурак на тот камень глядит, А камень молча говорит:
Налево сказки - их забыли, А справа те, что стали былью, Но если дальше не свернешь, Там дива новые найдешь.
Дурак сказал: Спасибо, камень!- Взмахнул короткими руками И полетел в чудесный лес... И, как известно всем, исчез.
Но не болит отцова рана: Не стало глупого Ивана. Доволен батюшка, зане Оставлись умницы одне. Остались умницы одне - Доволен батюшка вполне.
1978
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Баллада Реденской тюрьмы из Оскара Уальда. Вольный перевод В.Сосноры
В немалом атласном плаще с атласной пряжкой на плече, костляв, как тауэрский нож, он прям. И ранен был, когда в нечаянную ночь любимую убил.
Ведь каждый в мире, кто любил, любимую убил. Убил банальностью холуй, волшебник - салом свеч. Трус для убийства поцелуй придумал. Смелый - меч. Один так мало пел: - Люблю! Другой - так много, хоть в петлю!
А тот с идеями связал убийство. Дескать, свергнем гнет. Один убьет, а сам - в слезах, другой - и не вздохнет. Для комплекса добра и зла, мой сэр, еще сыра земля! Мой сэр, еще сыра земля! Сыра земля...
Не суетиться мертвецам у Стикса, медленно мерцать. Им не натягивать белье, белье под цвет совы. Не наблюдать, как мы плюем у виселиц своих.
Но не убить себя. Следят священник и мильон солдат, шериф, тяжелый, как бульдог, и нелюдимый без вина, и губернатор-демагог с ботинками слона.
В наш административный ад и ты попал, Уальд. Где Дориан? Где твой прогноз? Брильянтовый уют. Вон уголовник произнес: И этого убьют.
Актер, коралловый король, играй игрушечную роль, на нарах ублажай и зли библейских блох, Уальд! Ведь каждый человек Земли уальдов убивал!
Не государство и не век, не полицейский идеал, а каждый честный человек уальдов убивал! Кто мало-мальски, но маляр, читал художнику мораль. Читал художнику мораль. Читал... Читал...
Идут часы моей судьбы над Лондоном слепым. Не поджидаю день за днем ни оргий, ни огней. Уж полночь близится давно, уже все выпито вино, а гения все нет.
Что гений - мне? Что я - ему? О, уйма гениев, уму над бардаком не засверкать снежинкой серебра. Будь гениален, как Сократ. Будь гениальнее стократ сам самого себя.
И сказку... Сказку береги. Ни бесу, ни себе не лги. Ни бесу, ни себе не верь, не рыцарствуй на час. Когда твою откроют дверь определенный час, он примет формулу твою: - Что делаете, сэр? - Творю...
А в вашем вежливом бою с державной ерундой один сдается, говорю, не бык, так матадор! Ваш бой - на зрительную кровь, на множественную любовь на несколько минут. Твой бой - до дыба, до одежд, без оглушительных надежд, в единой - на перо!
Уходит час. Идут часы, моей судьбы мои чтецы. Уходит час, и в череде, пока сияет свет, час каждый - чудо из чудес, легенда из легенд!
Но вот войдут червивый врач и премированный палач. Врач констатирует теперь возможности связать меня. Врач констатирует меня. Огня! - потребует, - Огня! Втолкнут за войлочную дверь и свяжут в три ремня.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Конец прекрасной эпохи стихи И. Бродского
Потому что искусство поэзии требует слов, я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов Второсортной державы, связавшейся с этой. Не желая насиловать собственный мозг, сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал, при содействии луж порождает эффект изобилья. Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя, впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, - это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны новогодней, напитки, секундные стрелки, голоса домовых, безнадежная власть мелочей. Пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей - деревянные грелки.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно. Красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новые дивные дивы. И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут - тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей, то ль пятерка шестых остающихся в мире частей чересчур далека. То ли некая добрая фея надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу. Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу - да чешу котофея...
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те времена, неспособные в общей своей слепоте отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек. Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть. Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть, чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика. Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене. И не князя будить, а динозавра. Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера. Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора. Только ждать топора да зеленого флага...
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Мирзаян Александр Текст песни: Посвящение Владимиру Бережкову Александр Мирзаян
А я скачу на деревянной лошадке По сугробам без пальто и без шапки... (В.Бережков)
С новогодними дарами Мне юродивы пришли, На отрезанные ноги Одевали сапоги. У порога обернулся Славный мученик святой, На прощание кивнул мне Опаленной головой.
Да зачем же, в самом деле, Стой! Куда же вы пошли? - На мои больные ноги Мне не нужны сапоги. Мне не нужно ваших песен И торжественных речей, Карнавальных полумасок, Полуправды полудней.
Вы налейте мне с апреля Сока чистого берез, А измученным судьбою Дайте сладость горьких слез. Мне не нужно ваших платий, Звонких шапок серебра, - Дайте тихую гитару, Дайте белого коня...
С новогодними дарами Мне юродивы пришли - Протянули мне гитару, Протянули посошки. Нарядили - подарили, Улыбаясь весело, Деревянную лошадку И потертое седло...
1970
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.