Британская хэви-металл группа в лучших традициях этого жанра была основана бывшим певцом GRIM REAPER и ONSLAUGHT Стивом Гримметтом (Steve Grimmett). Он вспоминает: "Тогда, в GRIM REAPER, мы не имели в Европе более или менее приличной фирмы, и наши пластинки практически нигде нельзя было купить, за исключением последнего альбома "Rock You To Hell", который был лицензирован RCA. Но, к сожалению, это было слишком поздно. В Америке дело обстояло иначе, там мы продали почти миллион пластинок. Но мы европейская группа и поэтому ориентированы на Европу. GRIM REAPER развалились, тут я получаю предложение от участников группы ONSLAUGHT, которые в тот момент работали над альбомом "In Search Of Sanity" и как раз оказались без певца. Я подумал, что разок попробовать нечто иное никогда не повредит и согласился присоединиться к ним. Ещё во время записи альбома продюсер Стефан Гэлфас (Stephan Galfas) спросил меня: "У тебя прекрасный блюзовый голос, какого чёрта ты здесь делаешь?” Вскоре я и сам заметил, что спид и трэш-металлическая сцена не для меня".
Гитарист Деннис Стрэттон (Dennis Stratton) основал коллектив LIONHEART осенью 1980 года, покинув состав IRON MAIDEN после записи их дебютного альбома и нескольких синглов. Одной из причин этого шага было недовольство тяготевшего к американскому "стадионному" року Стрэттона излишне жестким звучанием IRON MAIDEN. Тем не менее, на протяжении всей недолгой карьеры группы LIONHEART, её неизменно относили именно к "новой волне британского хэви-металла", заодно не забывая напомнить: "проект экс-гитариста IRON MAIDEN". Другие участники коллектива также имели приставку "экс" - барабанщик Фрэнк Нун (Frank Noon) ранее работал в составе DEF LEPPARD, а вокалист Джесс Кокс (Jess Сох) успел к тому моменту записать несколько пластинок с TYGERS OF PAN TANG. В оригинальный состав LIONHEART вошли также гитарист Стив Манн (Steve Mann, LIAR) и басист Рокки Ньютон (Rocky Newton). До ухода из группы Кокса LIONHEART лишь однажды выступили перед публикой, но успели записать целый альбом, до сих пор остающийся невыпущенным. Некоторое время в составе LIONHEART репетировал вокалист Джон Фарнэм (John Farnham, M.O.R.), затем на смену ему пришел Рубен Арчер (Rueben Archer). В середине 1981 года группу оставил Фрэнк Нун, перешедший в состав WILD HORSES (позднее он был также участником WAYSTED). LIONHEART, тем временем, отправились в небольшое турне по Великобритании на разогреве у DEF LEPPARD. На время турне Нуна заменял Лес Бинкс (Les 'Feathertouch' Binks, JUDAS PRIEST), а постоянным барабанщиком коллектива, по стечению обстоятельств, стал ранее игравший именно в WILD HORSES Клайв Эдвардс (Clive Edwards). В следующий раз музыканты собрались сделать студийную запись лишь в 1984 году. От первоначального коллектива к тому моменту остались лишь Стрэттон, Манн и Ньютон, к которым присоединился новый вокалист Чэд Браун (Chad Brown). Демо-запись, сделанная с помощью сессионного барабанщика Боба Дженкинса (Bob Jenkins, LEO SAYER BAND), помогла LIONHEART заключить контракт на выпуск альбома в Америке. Диск "Hot Tonight" был записан под руководством опытного продюсера Кевина Бимиша (Kevin Beamish, REO SPEEDWAGON) и вышел в том же 1984 году. Музыкальная пресса отнеслась к альбому достаточно благосклонно, однако стиль LIONHEART был полной противоположностью моде того времени, и "Hot Tonight" почти не продавался. Ввиду отсутствия интереса к их творчеству, музыканты приняли решение расформировать группу в начале следующего года. Ньютон через некоторое время объявился в составе MSG, где к нему впоследствии присоединился и Манн, а в 90-х годах сделал карьеру продюсера. Стрэттон же на некоторое время исчез из поля зрения и лишь в 1990 году нашел себе коллектив по вкусу - музыкант вошел в качестве гитариста в обновленный состав PRAYING MANTIS вместе со старым товарищем по IRON MAIDEN, Полом Ди Анно (Paul Di' Anno), a после ухода Ди Анно стал также вокалистом группы.
Американская группа LION была создана летом 1983-го года в Лос-Анджелесе двумя довольно известными на тот момент музыкантами: ударником Марком Эдвардсом (Mark Edwards) и вокалистом Кэлом Своном (Kal Swan). Эвардс ранее работал с группой STEELER, и его услугами пользовались многие американские группы, в том числе и в момент его пребывания в LION. Его можно слышать на альбомах 3RD STAGE ALERT (84), KUNI (86), JACK STARR (86), RIOT (88), плюс он выпустил сольный мини-альбом "Code Of Honour" (86). Свои же три года отработал в супергруппе Новой Волны Британского Хэви Метала TYTAN.
Культовая группа "нового металла" LIMP BIZKIT была создана в 1994-м году в Джексонвилле, штат Флорида, в результате случайной встречи нескольких местных тусовщиков: вокалиста Фреда Дерста (Fred Durst, род. 20.8.71), гитариста Уэса Борланда (Wes Borland, род. 7.2.75), басиста Сэма Риверса (Sam Rivers) и ударника Джона Отто (John Otto). Первоначально новую группу планировалось назвать громоздким словосочетанием FUNKY MOSES AND THE RED SEA PEDESTRIANS, но, когда Риверс как-то пожаловался, что его мозги похожи на "размокший бисквит" ("limp bisquit"), то это выражение тут же стало названием группы, правда, несколько в видоизмененном виде - LIMP BIZKIT. Коллектив быстро определился с музыкальным стилем, синтезировав хип-хоп с металлическим звучанием, или, если выразиться по-иному, скрестив KORN с HOUSE OF PAIN. Квартет быстро набирал популярность и уже в 1995-м году сопровождал HOUSE OF PAIN в их прощальном турне. Тогда-то LIMP BIZKIT и познакомились со своим будущим пятым участником, который работал в HOUSE OF PAIN под псевдонимом DJ Lethal (настоящее имя Leor Dimant, poдился в Латвии). Он привнес в звучание LIMP BIZKIT то, чего Дерсту и его коллегам не хватало до окончательного успеха. Однако, все равно все решил случай. Во время гастролей группы KORN во Флориде, пара ее музыкантов решила сделать себе новые таттуировки и обратилась к Дерсту, который является серьезным специалистом в этой области. Дерст воспользовался случаем и подарил "корновцам" демо-запись LIMP BIZKIT. Те передали ее своему продюсеру Россу Робинсону (Ross Robinson). Итогом всех этих маневров стал контракт с лейблом Flip records (подразделение Interscope). Дебютная пластинка LIMP BIZKIT "Three Dollar Bill Y'all" появилась в продаже в 1997-м году, и ее успех превзошел все ожидания музыкантов - полтора миллиона проданных экземпляров только в Соединенных Штатах! Так квинтет стал суперзвездой современной рок-сцены и приступил к своей мировой экспансии. Продюсерами пластинки были Робинсон и DJ Lethal.
LIMELIGHT - одна из первых групп, получивших известность, благодаря феномену, называемому "Новая Волна Британского Хэви Метала", была создана еще в 1967-м году по инициативе братьев Скримшоу, вокалиста, клавишника Майка (Mike Scrimshaw) и гитариста Гленна (Glenn Scrimshaw). Их первым партнером по группе стал басист Джон Дэйкин (John Dakin). Выбор названия был не слишком удачен, трио до сих пор путают с парой коллективов середины Семидесятых, выпустивших синглы под аналогичным названием.
История американской группы LILLIAN AXE началась в Новом Орлеане в 1983-м году, когда гитарист Стив Блэйз (Steve Blaze), исполнявший с местными клубными командами кавера AEROSMITH, VAN HALEN и JUDAS PRIEST, познакомился с нью-йоркским ударником Дэнни Кингом (Danny King). За следующие несколько лет дуэт постепенно создал достаточно собственных композиций, чтобы записать дебютный альбом. Оставалось совсем немного - собрать группу. Проблема была решена в 1987-м году, когда к дуэту присоединились три музыканта состава STIFF: вокалист Рон Тейлор (Ron Taylor), гитарист-клавишник Джон Стер (Jon Ster) и басист Роб Стрэттон (Rob Stratton). Вскоре коллективом занялся менеджер Маршалл Берль (Marshall Berle, RATT, VAN HALEN), который устроил контракт с MCA, а также порекомендовал гитариста Робина Кросби (Robin Crosby, RATT) в качестве продюсера для дебютного альбома LILLIAN AXE. Получился отличный хард-роковый альбом. Вторая пластинка, вышедшая годом позже, на критику произвела еще большее впечатление, в основном, из-за появившихся в музыке группы пинкфлойдовских мотивов. Но продажи это не подняло, и МСА расстались с LILLIAN AXE. К счастью, группе довольно быстро удалось подписать контракт с крупной независимой компаний. На ней LILLIAN AXE выпустили свой, пожалуй, самый удачный альбом "Poetic Justice", на котором дебютировали два новых музыканта: басист Даррен ДеЛатте (Darren DeLatte) и ударник Джин Барнетт (Gene Barnett), ранее довольно продолжительное время работавший с DIRTY LOOKS. Группа провела серьезное турне по европейским странам, но хотя реакция фэнов и была восторженной, времена популярности хард-рока стремительно уходили. Группу покинул Барнетт, присоединившийся сначала к DR. BUTCHER, а потом к MAD AS HELL. Его место на следующей пластинке "Psyco-schizo-phrenia" занял Томми Стюарт (Tommy Stewart). Но, к сожалению, изменить ситуацию LILLIAN AXE не удалось. В 1995-м году LILLIAN AXE решили самораспуститься. Пути музыкантов разошлись. Блэйз создал проект NEAR LIFE EXPERIENCE, Тэйлор образовал группу The BRIDGE, а Стюарт присоединился к составу GODSMACK.
Группа LIFE OG AGONY была создана в 1989-м году в нью-йоркском районе Бруклин вокалистом Китом Капуто (Keith Caputo), басистом Алан Робертом (Alan Robert), гитаристом Джоем Зампелла (Joey Zampella) и ударником Сэлом Абрускато (Sal Abruscato). Как и большинство бруклинских групп LIFE OF AGONY исповедовали идеологию хардкора, и когда этот стиль стал приобретать всемирную популярность, европейская компания Roadrunner взяла квартет под контракт. Это случилось в 1992-м году. Это стало следствием быстро растущей популярности LIFE OF AGONY, музыканты быстро перешагнули барьеры локальной бруклинской известности, и скоро смогли донести свою музыку до сотен тысяч фэнов по обе стороны Атлантики, сопровождая таких монстров тяжелой музыки как BIOHAZARD, FEAR FACTORY, AGNOSTIC FRONT и MOTORHEAD.
В 1983 в городке Стэнфорд, Коннетикут, молодые люди - басист Мэтт Винчи (Matt Vinci), ударник Фрэнк Кортезе (Frank Cortese) и гитарист Тони Труглио (Tony Truglio) - основали группу DECEIVER и начали играть песни JUDAS PRIEST, попутно сочиняя собственные вещи. Относительно быстро они нашли подходящего певца Энди Мишо (Andy Michaud), который помимо тренированного тела, позволявшего великолепно воплощать на концертах воинственные тексты Винчи, обладал ярким голосом, быстро принёсшим группе индивидуальность. С приходом второго гитариста Пита МакКарти (Pete McCarthy) было записано выдающееся демо, вышедшее в 1984. Оно принесло группе договор с независимой французской фирмой Black Dragon, где и был выпущен дебют "Freedom's Rise". Одна только гениальная картина художника Эрика Лярноя (Eric Larnoy) на обложке альбома могла восхитить покупателя. Инструментальная вещь "Prodigy" открывает альбом. Сдвоенные гитары напоминают былые дни IRON MAIDEN, мощная ритм-секция доводит до экстаза любого любителя металла. Когда на следующем трэке "Wielding Iron Fists" начинает петь Энди Мишо, забывается всё.
В Германии найдётся очень мало групп, которым бы удавалось поддерживать своей музыкой знаменитые американские группы. LETTER X из Штуттгарта вообще сказочно повезло: сразу же после выхода дебютного альбома "Time For The Gathering" они отправились в поездку по Германии вместе с METAL CHURCH! А начиналось всё очень просто. Певец Мартин Обермайер (Martin Obermeier), гитаристы Иоахим Гассманн (Joachim Gassmann) и Рюдигер Флек (Rudiger Fleck), басист Франк Хильдебрандт (Frank Hildebrandt), клавишник Юрген Шталь (Jurgen Stahl) и ударник Франк Краус (Frank Kraus), всё вместе группа LETTER X, заняли второе место в ежегодном фестивале подрастающих групп в людвигсбургской "Рокфабрике" в 1989, устраиваемом журналом Metal Hammer. По условиям конкурса это автоматически приносило призовой команде контракт на выпуск альбома. С LETTER X договор заключил лэйбл Steamhammer/SPV. Самое смешное, что победители этого фестиваля - группа CROSSROADS договор на вы пуск пластинки получила только через пару лет. Запись дебюта проходила в студии Horus Sound в Ганновере под руководством мастера на все руки Стива Манна (Steve Mann), позже игравшего с ветеранами глэма THE SWEET. Стив настолько умело приложил свою руку, что получился альбом международного класса: "высококлассный, прямолинейный мелодик-металл, разнообразно оформленный, чисто сыгранный, блистательно продюсированный, отличные песни - никаких недостатков" - это один из отзывов на дебют. Стоит сказать, что стиль группы можно охарактеризовать как не что среднее между PRETTY MAIDS, DOKKEN, FIFTH ANGEL и QUEENSRYCHE. Первый альбом был продан почти 10000 раз, "просто невероятное число, когда радуешься каждой проданной пластинке". Перед записью второго альбома слаженный коллектив взорвался изнутри. "Сначала гитарист Иоахим Гассманн не удержался и трахнул жену одного из коллег по группе. Примирения быть не могло: один хотел всё уладить, а другой непременно дать ему по морде. Мы решили, что такого у нас в принципе быть не может, так что гитарист должен уйти. Поддержавшему его ударнику Франку мы также дали понять, что он может уйти. Оба ушли", - так рассказывал о конфликте клавишник Юрген. В конце концов, Йо попал в STORMWITCH, а Франк Краус, один из лучших ударников Германии, занимается студийной работой. Его заменил давний знакомый группы Марко Лева (Marco Leva). На позиции гитариста очутился Михаэль Файсст (Michael Faisst). Но самая большая неприятность произошла с певцом: на голосовых связках появились нарывы, и без операции его певческая карьера была бы завершена. Ждать ещё три месяца выздоровления Мартина группа не захотела и нашла замену в лице Михаэля Боманна (Michael Bormann). Второй альбом "Born Into Darkness" был записан под руководством известного продюсера и музыканта Франка Борнеманна (Frank Bornemann), ex-ELOY, клавишные по прежнему помогал записывать Стив Манн. Пластинка вышла осенью 1992 и получилась компактнее и жёстче предыдущей. Стали искать возможности провести приличный тур, но ничего не получалось, а отдельные концерты становились всё более трудным делом, потому что новый певец жил от остальной группы далековато, аж в Дуйсбурге. В конце концов, он ушёл в BONFIRE.
Группа LETHAL из американского захолустья Кентукки была основана в 1982 братьями Кук (Cook): Эриком - гитара, Пленном - бас и певцом Томом Мэликотом (Tom Malicoat). Дебютное демо, записанное ещё с первым ударником Эдриеном Пауэрсом (Adrian Powers), по явилось только в 1987. Из четырёх песен "The Arrival" позже была перезаписана только сама "Arrival", хотя остальные песни были ничуть не хуже. LETHAL играли прогрессивный пауэр-металл, очень напоминавший QUEENSRYCHE. Но в отличие от последних, LETHAL выбрали самый неудобный для коммерческого успеха путь - продолжали бескомпромиссно гнуть свою линию, наплевав на все фирмы и их договоры. В конце концов, группа подписывает контракт с Metal Blade и записывает свой первый альбом "Programmed" с новым ударником Джерри Хартманом (Jerry Hartman). Пластинку продюсировал Джэймс Пэлэс (James Palace), работавший инженером с такими группами, как EZO, STRYPER, SAXON, SAVATAGE. Тексты альбома, как и у QUEENSRYCHE, также были политически мотивированными, хотя и не придерживались определённой тематики, а скорее несли миссионерский посыл. "Наши тексты основаны на том, что о всех событиях в ми ре человек узнаёт из прессы, поэтому он определённым образом запрограммирован уже заранее." Были начаты съёмки к самому лучшему трэку альбома "Killing Machine", но MTV быстро дали понять Metal Blade, что с таким названием клип в ротацию не попадёт. Клип сняли на песню "Immune", что стало для группы настоящим шоком. LETHAL дали несколько небольших туров, в том числе с LIZZY BORDEN, которые обещала финансировать их фирма. Музыканты вложили собственные деньги, но назад не получили ни цента. Договор был расторгнут в 1991. Пресса писала: "Просто нельзя понять. Появляется группа с гениальной пластинкой и музыкальным талантом, какого не появлялось со времён старта QUEENSRYCHE, но альбом принимают как нелюбимое дитя. Этот в настоящем смысле слова убийственный винил можно считать полноправным преемником ЕР "Queen of the Reich" QUEEN SRYCHE." А Эрик добавлял: "Мы с братом основали группу в 1982, когда о QUEENSRYCHE никто не слышал. Я считаю, что в разных частях страны появились две разные группы с одинаковыми вкусами и похожими идеями. А когда к нам присоединился певец Том, то его вокал оказался похожим на голос Джэффа Тэйта (Geoff Tate). Сравнивать можно, нельзя притягивать за волосы". Начались проблемы и внутри группы. Делл Халл (Dell Hull) уехал в Калифорнию и устроился работать в Universal. В конце концов, был найден новый гитарист Дэйв Ма-кЭлфреш (Dave McElfresh), с которым продолжили работу над новым материалом и, в конце концов, опубликовали его в виде мини-альбома "Your Favorite God" на немецком лэйбле CAS.