Городницкий Александр Текст песни: Галатея Александр Городницкий
В летней Греции полдень горяч, Пахнут медом высокие травы.. Только в доме у скульптора - плач, Только в доме у скульптора - траур. Причитанья и слезы вокруг, Хоть богов выносите из дому. - Что с тобою случилось, мой друг? - Галатея уходит к другому!
Позабыв про еду и питье, Он ваял ее нежно и грубо. Стали теплыми бедра ее, Стали алыми белые губы. Над собою не видя беды, Жизнь он отдал созданью родному. Пропадают напрасно труды - Галатея уходит к другому!
Не сиди же - печаль на челе, - Принимайся, художник, за дело: Много мрамора есть на земле, Много женского жаркого тела. Но пустынно в его мастерской, Ничего не втолкуешь дурному, - Он на все отвечает с тоской: - Галатея уходит к другому!
А у храма растет виноград, Красотой поражает природа, И опять на Олимпе доклад, Что искусство - оно для народа. Бродят греки веселой толпой, Над Афинами песни и гомон... А у скульптора - мертвый запой: Галатея уходит к другому!
1965
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Болдино, 1836 Александр Городницкий
Ветра за воротами хнычут. Кругом обложные дожди. Не пишется в Болдино нынче, Как за полночь в ночь не гляди.
Он весь суетою наполнен, - Ни образов нет, ни идей, Светило, погасшее в полдень, Как едко заметил Фаддей.
Над крышею каркает ворон. Безлюдье. Тоска. Нищета. Под окнами лиственный ворох Всё множится, словно счета.
Немил, неугоден, непонят, Былые друзья далеки. За что эта мука Господня? Ни света, ни сна, ни строки.
В окно дождевые потоки Стучатся, как горсти пшена. Неужто назначены сроки, И жизнь его завершена?
Неужто он вправду не нужен В сухой прозаический век? Осталось ступить неуклюже В февральский мерцающий снег,
Перчаткою с раструбом серым Поправить упавшую прядь И перед последним барьером Под дуло противника встать.
1991 _______________________________________________ Болдино - нижегородское имение А.С.Пушкина, где осенью 1830 г. Пушкин, задержанный холерным карантином, написал целый ряд произведений (Болдинская осень). Фаддей - Булгарин Фаддей Бенедиктович (1789-1859), русский журналист, писатель, издатель, был связан с полицией и III отделением; оппонент Пушкина в критических статьях.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Фрейлехс Александр Городницкий
У евреев сегодня праздник. Мы пришли к синагоге с Колькой. Нешто мало их били разве, А гляди-ка - осталось сколько! Русской водкой жиды согрелись, И, пихая друг друга боком, Заплясали евреи фрейлехс Под косые взгляды из окон.
Ты проверь, старшина, наряды, Если что - поднимай тревогу. И чему они, гады, рады? - Всех ведь выведем понемногу. Видно, мало костям их прелось По сырым и далеким ямам. Пусть покуда попляшут фрейлехс - Им плясать еще, окаянным!
Выгибая худые выи, В середине московских сует, Поразвесив носы кривые, Молодые жиды танцуют. Им встречать по баракам зрелость Да по кладбищам - новоселье, А евреи танцуют фрейлехс, Что по-русски значит - веселье.
1964
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Памятник Петру I Александр Городницкий
Взирает ангел свысока На пятигранный камень. Там лысый царь без парика, С костлявыми руками, Сидит, расставив башмаки, С убитым сыном рядом, Уставив в подданных зрачки Полубезумным взглядом. Его глаза вгоняют в дрожь, - Куда от них податься? Он худобою чёрной схож С блокадным ленинградцем, Тянувшим из последних сил И прятавшимся в щели, Что как и он не выносил Просторных помещений. Без парика и без венка, Что Фальконетом выдан, (*) Бритоголового зэка Напоминая видом, Сидит он, подлокотник сжав, Над хмурою Невою, - Судьбы печальной горожан Пророчество живое.
1995 _____________________________________ Шемякин Михаил Михайлович (р. 1943) - художник; с 1971 г. в эмиграции, сначала в Париже, с 1980 г. в Нью-Йорке. Автор памятника Петру I в Санкт-Петербурге (начало 1990-х гг.).
* - имеется в виду первый памятник Петру I (1782) работы французского скульптора Э.-М. Фальконе (Falconet, 1716-1791), Медный всадник.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Дорога Александр Городницкий
F#m Небеса ли виной или местная власть, F#7 Hm От какой непонятно причины, -
Мы куда бы не шли - нам туда не попасть: C#7 Ни при жизни, ни после кончины. F#7 Hm Для чего ты пришел в этот мир, человек, E7 A7 Если горек твой хлеб и недолог твой век C#7 F#m Между дел ежедневных и тягот? F#7 Hm Бесконечна колючками крытая степь. Е А Пересечь её всю - никому не успеть: C# F#m F#m6 F#m5+ Ни за день, ни за месяц, ни за год.
Горстку пыли оставят сухие поля На подошвах, от странствия стертых. Отчего нас, скажите, родная земля Ни живых не приемлет, ни мертвых? Ведь земля остается всё той же землей : Станут звёзды, сгорев на рассвете, золой, - Только дыма останется запах. Неизменно составы идут на восток, И верблюда качает горячий песок, И вращается небо на запад.
И куда мы свои ни направим шаги, И о чём ни заводим беседу - Всюду ворон над нами снижает круги И лисица крадется по следу. Для чего ты пришел в этот мир, человек, Если горек твой хлеб и недолог твой век И дано тебе сделать немного? Что ты нажил своим непосильным трудом? Ненадёжен твой мир и не прочен твой дом - C#7 F#m Все дорога, дорога, дорога... C#7 F#m Все дорога, дорога, дорога.
1982
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Травести (Из поэмы Театральная сюита) Александр Городницкий
День сегодня не тяжёлый, И костюм - как для парада. Ты надень лицо чужое, Ты сыграй чужую радость. Травести, травести, По-ребячьи засвисти.
Перепачкай брови сажей, Смуглость щёк мукой замучай. Как играть - тебе подскажут, Как играть - тебя научат. Травести, травести, Ниже вырез опусти.
Утро горечью заплатит, Перебранкой в коридоре. Ты надень чужое платье, Ты сыграй чужое горе. Травести, травести, Ты завистницам прости.
Каблучком стучи по жизни, Из себя переезжая. Смех чужой, слова чужие, Дом чужой, постель чужая... Травести, травести, Где нам вечер провести?
1966 _____________________________________________________ Травести (фр. travesti, от travestir - переодеваться) - сценическое амплуа; роли мальчиков, подростков, девочек, исполняемые актрисами, а так же роли, требующие переодевания актрисы в мужской костюм.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Выбор Александр Городницкий
Видно так и умру, различать не научен Незаметную грань между злом и добром. Семисвечником Боинг врезается в тучу, Покидая кренящийся аэродром.
Исчезает земля, перешедшая в ветер. Разрываясь, пространство свистит у окон. По какому завету живу я на свете? Внуки - в Ветхом завете, а я - ни в каком.
Пролетели года, - мне нисколько не жаль их. Лишь недавно я понял, лишённый волос: Мой закон оставался на третьей скрижали, (*) Что с Синайской горы Моисей не донёс.
Я с ладони кормил заполярных оленей. На спине моей шрамы от ран ножевых. Блудный сын, я припал бы к отцовским коленям, Только папы давно уже нету в живых.
В справедливость земную поверивший прочно, О молитвах забыв, что читал ему дед, Он лежит в ленинградской болотистой почве, Сохранивший до смерти партийный билет.
Не связать воедино разбитые звенья. Очевидно, причина тому не проста, Что не может рука совершить омовенье, И не может подняться она для креста.
Но покуда судьба не стучится у двери, Я неправедной жизни своей не стыжусь. Бог послал мне тебя, чтобы я в него верил, - За соломинку эту пока и держусь.
И боюсь я, потомок печального Лота, На покинутый дом обернуться назад, Где мерцает звезда под крылом самолёта, Возвещая о том, что приходит шабат. (**)
1997 ____________________________________________
* Скрижали - две каменные плиты, на которых были выбиты 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога.
** Шабат - суббота (ивр.)
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Азбука Александр Городницкий
Вначале было Слово, нет - не слово, - Согласно иудейскому ученью, Вначале были буквы алфавита И цифры - от нуля до десяти. Их создавал Творец всего живого, Придумав двадцать два обозначенья, Задолго до эпохи мезолита, До губ, что их могли произнести.
Не потому ль подобием решётки, Ещё людскому недоступной глазу, За миллионы лет до нашей эры, В далёкие от жизни времена, Слюдою чёрной врезанные чётко В литую белизну плагиоклаза, На жиле пегматита светло-серой (*) Запечатлелись эти письмена?
Им Бог придал магическую силу, Помешивая, словно камни в груде, Звучанье разделил на чёт и нечет, И, сотворив из этого слова, Уже из них он создал всё, что было, Что есть теперь, и что в грядущем будет. А если акт творенья бесконечен, Должна быть вечно азбука жива.
В ней скрыты ненаписанные тексты. Так в мраморной или гранитной глыбе Невидимые статуи в дремоте Томятся в ожидании резца, Пока на Землю не приходят те, кто Их вызвать к жизни, видимо, могли бы. Недаром столько схожего в работе Ваятеля и древнего писца.
Когда на камне буквенные знаки Он высекал, склонившись на колено, То левою рукой держал зубило, А правою рукою молоток. Все это в Лету кануло, однако Правописанье справа и налево, Которое евреи не забыли, Труда его сегодняшний итог.
А на планете множатся осколки, Печальные преумножая даты. Материки меняют очертанья, Империи уничтожает смута, Рождаются и гибнут города. Бессмертна только азбука, поскольку И сам её невидимый создатель, - Четырёхбуквенное сочетанье, Которое не вычислит компьютер И не узнает смертный никогда.
1996 ______________________________________________ * Пегматит - светлая крупнозернистая магматическая горная порода, обычно содержит минералы плагиоклаз белого цвета и вкрапления слюды (мусковита) чёрного цвета, напоминающие начертания букв еврейской азбуки.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Тяжелое солнце садится в залив... Александр Городницкий
Тяжелое солнце садится в залив. Недолго мы в городе жили. Он станет желанным и горьким вдали, Тот запах бензина и пыли. Приди провожать, уложившись сперва. Моторам поклонится в пояс трава, Кружась, поплывут под крылом острова, Куда мы с тобою ходили.
Зеленым огнем циферблаты горят, И где-то, наверно, под Омском, Мы выберем наших сердец якоря И вовсе забудем про дом свой. А дети растут, и морщины растут, И вновь мы с собою уносим в маршрут Далекое счастье коротких минут, Когда мы с тобою вернемся.
Тяжелое солнце садится в залив. Недолго мы в городе жили. Он станет желанным и горьким вдали, Тот запах бензина и пыли. Приди провожать, уложившись сперва. Моторам поклонится в пояс трава, Кружась, поплывут под крылом острова, Куда мы с тобою ходили.
1961
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Внимательно Леонтьева читаю... Александр Городницкий
Внимательно Леонтьева читаю. Становятся мне ближе что ни год Его статьи и письма. Не чета им Всё, ранее прочитанное. Вот Страданье плоти и мужанье духа Меж нищенского быта. Не в деньгах Однако дело, а в здоровье слабом. Одышка ночью вызывает страх, Капризная опаздывает слава, А Лизавета Павловна, старуха, Поддержки ждёт. И целых два рубля Проезжены для поиска квартиры В Посаде Троицком. И нету средства для Спасения стареющего мира, Где лишь сухой рассудок всё растёт, Сулящей немочь старческой простатой. Любитель тонкой пищи и красот, Монахом хочет дней своих остаток Закончить он. А вот уже про нас, - Перечитаю эту пару фраз - О удержании народов на пути Безверия. Двадцатый век почти Кончается. И явственна граница, Где будешь повторять сухим от жара ртом: Ещё поборемся! Нет, надо покориться. Ещё поборемся! Нет, надо покориться. И вечное смирение потом.
1995 ____________________________________________
* Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) - русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Амстердам Александр Городницкий
Возврати, Амстердам, ненадолго свой облик вчерашний, Где ветшающий храм, наклонившись пизанскою башней Над сплетеньем каналов, его осеняет крестом, Укрепляя надежность отсюда невидимой дамбы. Покажи мне опять акварели твои и эстампы, - Позабытого детства рассыпанный том.
Проведи меня снова по розовому кварталу, Где за тонким стеклом отдыхают устало Разноцветные жрицы любви, Колыхаясь в луче, как аквариумные рыбки. Их движения плавны, молочные контуры зыбки. Сотню гульденов дай - и останешься с ней визави.
На каналах подтаявших, в однообразном порядке - На окне занавески, на палубе садик и грядки - Неподвижные баржи крутые качают бока. В этой местности, где с океаном схлестнулась Европа, Все живут на воде, словно Ной в ожиданье потопа, Пуповиною кабеля связаны с сушей пока.
Так и мне бы прожить в корабельном уюте убогом, Там, где птица кружит над теряющим разум Ван-Гогом, Где шприцы и бутылки швыряет в канал наркота, В интерьере домов, как и в Новой Голландии строгом, Между чёртом реальным и полумифическим Богом, Вспоминая василеостровского неба цвета.
Так и мне бы прожить, не страшась наводнений и ливней, Возле зыбкой межи, в окруженьи пейзажей наивных, На краю континента, у северных хмурых морей, Где в цене из одежды лишь то, что надёжней и проще, И тюльпанами нежными летом расцвечена площадь, И горит над мостами рубиновый свет фонарей.
1997
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Воспоминание о шторме Александр Городницкий
Когда висишь у бездны на краю, То мысли и яснее и проворней. Еще аврал грохочет над тобой По металлическим ступеням трапов, Еще хрипит команды капитан, Визжит собака, кроет матом боцман, И офицер в своей каюте плачет, И гулкий парус лопается с громом Над палубой затопленной. Еще Из сил последних стелются по ветру Худые руки порванных снастей, Отчаянно стараясь уцепиться За облака, за звезды, за луну. Корма взлетает вверх. Предсмертным ревом Ревут винты, подброшенные в воздух, И затихают, обретая воду. Еще в зеленом хаосе Вселенной Летит твоя непрочная планета, Роняя искры, черпая бортами. И ты дрожишь, жилец ее недолгий, В скрипящей под ударами каюте. Скорей, скорей, - лишь несколько минут Всего тебе отпущено, а надо Так много вспомнить о себе самом, И снова позабыть. Скорей, скорей! И все леса, в которых ты бродил, Сливаются в один огромный лес, Шумящий над тобой, и города Соединяются в огромный город, И реки, по которым ты сплавлялся, Одной рекой торжественно гудят. И женщины, которых ты любил, Единственное имя обретают. Всё повторить опять. Опять увидеть Поселки, утонувшие в снегу, Неторопливое паденье листьев И тени птиц на утренней палатке. Я ухожу. Пусть снова повторится И первый поцелуй, и первый выстрел, И первое звучание стиха. Я ухожу. Но я возникну снова Светящейся пылинкой в темноте, Чтоб на другом качаться корабле, С другим лицом, с другими волосами, И землю торопить к себе иную, И петь на незнакомом языке. И будет снова шум ночных деревьев, Тревожное прикосновенье солнца, Соль женских губ, и горький вкус напитков. ...И только старости одной не будет.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Понт Эвксинский Александр Городницкий
Волны зыблются, упруги, Черноглазый и худой, Я качаюсь на фелюге Над пустынною водой. Охрани меня, Паллада, (*) Посейдон, не будь жесток! (**) Без компаса и без лага (***) Мы уходим на восток. Там вблизи селений редких Давит пахарь на соху, И руно висит на ветке Возле города Сухум. Много ценного металла Скрыто в храмах городов. Ифигения устала (****) От палаческих трудов, И наморщен лоб мой низкий, И сияет светлый щит, А под нами Понт Эвксинский - Море Чёрное шумит.
Брезжит медленное утро. В плавнях плавится туман. На одной из чаек утлых Возлежу я, атаман. Вкруг меня горилки запах, Обтекают рот усы. Я гоню свой флот на запад Вдоль прибрежной полосы. Там фонтанное журчанье, Злато-серебро в крови, Тонкостанные турчанки, Неустанные в любви. Пахнет мятой берег близкий, Люлька верная дымит. А под нами Понт Эвксинский - Море Чёрное шумит.
Надо мной сирена ноет, Луч вращается во мгле. Я плыву, одет бронёю, На ракетном корабле. Под надстройкою покатой Грянет экстренный звонок. Цель ощупает локатор, Словно жертву осьминог. Цель на риске, мир на риске, Сбереги нам души, МИД! А под нами Понт Эвксинский, Море Чёрное шумит.
Унесёт теченье в реках Этот день и этот час. Миф останется от греков, Радиация от нас. Но надежда брезжит искрой, Что всегда - теперь и впредь, Будет вечный Понт Эвксинский Медью солнечной звенеть.
1971 ____________________________________________________ (*) Паллада - др. греч. богиня мудрости, искусств и наук, поэзии и рукоделия Афина Паллада. (**) Посейдон - др. греч. бог моря и вод. (***) Лаг - морской прибор для измерения скорости движения судна. (****) Ифигения - в др. греч. мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, которую отец хотел принести в жертву богине Артемиде; во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, нынешний Крым.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Новелле Матвеевой Александр Городницкий
А над Москвою небо невесомое, В снегу деревья с головы до пят, И у Ваганькова трамваи сонные, (*) Как лошади усталые, стоят.
Встречаемый сварливою соседкою, Вхожу к тебе, досаду затая. Мне не гнездом покажется, а клеткою Несолнечная комната твоя.
А ты поёшь беспомощно и тоненько, И, в мире проживающий ином, Я с твоего пытаюсь подоконника Дельфинию увидеть за окном. (**)
Слова, как листья, яркие и ломкие, Кружатся, опадая с высоты, А за окном твоим заводы громкие И тихие могильные кресты.
Но суеты постылой переулочной Идёшь ты мимо, царственно слепа. Далёкий путь твой до ближайшей булочной Таинственен, как горная тропа.
И музыкою полно воскресение, И голуби ворчат над головой, И поездов ночных ручьи весенние Струятся вдоль платформы Беговой. (***)
А над Москвою небо невесомое, В снегу деревья с головы до пят, И у Ваганькова трамваи сонные, Как лошади усталые, стоят.
1969 ___________________________________ *) Ваганьково - имеется в виду Ваганьковское кладбище. **) Дельфиния - имеется в виду страна Дельфиния из одноименной песни Н.Матвеевой (Набегают волны синие..., 1961). ***) Беговая - железнодорожная платформа в Москве по Белорусскому направлению.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.
Городницкий Александр Текст песни: Волны о борт стучатся... Александр Городницкий
Волны о борт стучатся, вынырнув из тумана, В северо-западной части Тихого океана, Где в штормовой погоде, крен выправляя тяжко, БМРТ проходит, (*) утлый, как неваляшка. В бухты укрылись шхуны. Следом идут за нами Воющие тайфуны с женскими именами. Космы их треплет ветер, тучи висят, как груди, - Слева несется Кэти, справа крадется Джуди. В северо-западной части Тихого океана, Там, где трюма сочатся влагою постоянно, Тешится зря надеждой тот, кто сегодня с нами, - Горе застрявшему между женскими именами! Уши терзает скрежет, сердце щемит от боли, - Горе застрявшему между яростных двух любовей! Петь перестань им гимны, - лагом к волне не стой лишь: Влево пойдешь - погибнешь, вправо пойдешь - утонешь. Вахта глядит из рубки, - полны тревоги лица. Кок, обваривший руки, сдержанно матерится. Глупо твердить о счастье, строить земные планы, В северо-западной части Тихого океана.
1978 _________________________________________ БМРТ - большой морской рыболовный траулер.
Гений есть сосредоточение мысли в известном направлении.